Таблица моментов затяжки болтов и гаек: полное руководство (2025)
Правильная затяжка резьбовых соединений является ключевым фактором для обеспечения надежности и безопасности механических конструкций, особенно в автомобильной технике. Недостаточная затяжка может привести к ослаблению соединения в процессе эксплуатации, а избыточная — к повреждению резьбы, деформации или даже разрушению крепежных элементов. Для обеспечения оптимального усилия затяжки используют специальные инструменты — динамометрические ключи, а также руководствуются специально разработанными таблицами моментов затяжки.
В данной статье представлены подробные таблицы моментов затяжки болтов и гаек для различных узлов автомобиля, включая колесные болты, элементы двигателя, крепления головки блока цилиндров (ГБЦ) и другие важные соединения. Также мы рассмотрим правила работы с динамометрическим ключом и разберем основные стандарты, регламентирующие усилия затяжки резьбовых соединений.
Важно: Всегда следуйте рекомендациям производителя конкретного автомобиля или оборудования. Представленные в данной статье таблицы моментов затяжки являются справочными и могут иметь отличия от требований для вашей модели. Для новых моделей автомобилей (2022-2025) рекомендуется сверяться с актуальными сервисными руководствами.
Таблица моментов затяжки болтов и гаек
Правильное определение крутящего момента гаек и болтов критически важно для надежности любых механических соединений. Ниже представлены таблицы затяжки болтов по размеру с учетом различных факторов, влияющих на момент затяжки.
1.1. Классы прочности (8.8, 10.9 и др.)
Класс прочности болтов и гаек определяет их механические свойства и напрямую влияет на рекомендуемый момент затяжки. Маркировка обычно наносится на головку болта в виде цифр (например, 8.8, 10.9, 12.9). Согласно обновленным стандартам ISO 898-1:2022 и ГОСТ Р ИСО 898-1-2022, классификация прочности стальных крепежных изделий остается неизменной.
| Класс прочности | Предел прочности, МПа | Предел текучести, МПа | Применение |
|---|---|---|---|
| 4.6 | 400 | 240 | Неответственные соединения |
| 5.8 | 500 | 400 | Общее применение |
| 8.8 | 800 | 640 | Ответственные соединения |
| 10.9 | 1000 | 900 | Высоконагруженные соединения |
| 12.9 | 1200 | 1080 | Особо ответственные соединения |
1.2. Рекомендованные моменты по диаметрам M3…M30
Данная таблица затяжки болтов по размеру предоставляет усилие затяжки в зависимости от диаметра резьбы и класса прочности болтов. Значения соответствуют современным стандартам по состоянию на 2025 год.
| Диаметр резьбы | Шаг резьбы, мм | Момент затяжки, Н·м для класса прочности | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| 4.6 | 5.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | ||
| M3 | 0.5 | 0.5 | 0.9 | 1.2 | 1.7 | 2.1 |
| M4 | 0.7 | 1.2 | 2.1 | 2.9 | 4.1 | 4.9 |
| M5 | 0.8 | 2.5 | 4.2 | 5.9 | 8.3 | 9.9 |
| M6 | 1.0 | 4.0 | 7.3 | 10.1 | 14.2 | 17.0 |
| M8 | 1.25 | 9.9 | 17.8 | 24.6 | 34.5 | 41.1 |
| M10 | 1.5 | 19.6 | 35.3 | 49.0 | 69.0 | 81.0 |
| M12 | 1.75 | 34.3 | 61.8 | 85.0 | 120.0 | 145.0 |
| M14 | 2.0 | 54.9 | 98.1 | 135.0 | 190.0 | 225.0 |
| M16 | 2.0 | 84.9 | 152.0 | 210.0 | 295.0 | 355.0 |
| M18 | 2.5 | 115.0 | 206.0 | 290.0 | 410.0 | 480.0 |
| M20 | 2.5 | 163.0 | 294.0 | 400.0 | 570.0 | 680.0 |
| M22 | 2.5 | 224.0 | 397.0 | 550.0 | 780.0 | 920.0 |
| M24 | 3.0 | 283.0 | 503.0 | 700.0 | 990.0 | 1150.0 |
| M27 | 3.0 | 416.0 | 730.0 | 1000.0 | 1400.0 | 1700.0 |
| M30 | 3.5 | 565.0 | 990.0 | 1400.0 | 1900.0 | 2300.0 |
1.3. Корректировки для смазанных/сухих соединений
Наличие смазки на резьбе существенно влияет на крутящий момент гаек и болтов. При смазанном соединении требуется меньший момент затяжки, чем при сухом. Это необходимо учитывать при работе с динамометрическим ключом.
| Тип соединения | Коэффициент | Рекомендации |
|---|---|---|
| Сухое (без смазки) | 1.0 | Стандартные значения из таблицы |
| Слегка смазанное (масло) | 0.8 | Уменьшить момент затяжки на 20% |
| Хорошо смазанное (молибденовая смазка) | 0.65 | Уменьшить момент затяжки на 35% |
| С фиксатором резьбы | 0.9 | Уменьшить момент затяжки на 10% |
| С новыми оцинкованными болтами | 0.85 | Уменьшить момент затяжки на 15% |
Внимание! Некоторые соединения (например, болты головки блока цилиндров) имеют специальные инструкции по смазке. Всегда следуйте рекомендациям производителя по использованию смазки и моментам затяжки для конкретных узлов. Для современных двигателей с алюминиевыми блоками и композитными прокладками могут быть установлены индивидуальные значения и последовательности затяжки.
Основы затяжки болтов и гаек
Момент затяжки — это величина крутящего момента, применяемого к гайке или болту при затягивании резьбового соединения. Он измеряется в Ньютон-метрах (Н·м) или килограмм-силах на метр (кгс·м). Помимо момента затяжки используется термин "усилие затяжки", отражающий осевую силу, создаваемую в болте при его затягивании.
Правильная затяжка резьбовых соединений обеспечивает:
- Надежное соединение элементов конструкции
- Равномерное распределение нагрузки
- Предотвращение самопроизвольного откручивания
- Защиту от износа и деформации
- Герметичность соединений (для соответствующих узлов)
Единицы измерения момента затяжки
В различных таблицах затяжки могут встречаться разные единицы измерения. Наиболее распространенные из них:
| Единица измерения | Обозначение | Соотношение |
|---|---|---|
| Ньютон-метр | Н·м | Основная единица в СИ |
| Килограмм-сила на метр | кгс·м | 1 кгс·м ≈ 9,81 Н·м |
| Фунт-сила на фут | lb-ft | 1 lb-ft ≈ 1,36 Н·м |
| Фунт-сила на дюйм | lb-in | 1 lb-in ≈ 0,113 Н·м |
Таблица затяжки колесных болтов и гаек
Правильный момент затяжки колесных болтов и гаек критически важен для безопасности движения. Недостаточная затяжка может привести к ослаблению соединения, повреждению диска и даже отсоединению колеса во время движения. Чрезмерная затяжка может вызвать деформацию диска, повреждение резьбы или срыв шпилек.
Внимание! После замены колеса необходимо проверить момент затяжки колесных болтов или гаек через 50-100 км пробега, так как при эксплуатации возможно их самопроизвольное ослабление. Современные автомобили часто оснащаются системами контроля давления в шинах (TPMS), которые могут косвенно указывать на ослабление крепления колеса.
Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек легковых автомобилей
| Марка автомобиля | Момент затяжки, Н·м | Размер резьбы |
|---|---|---|
| VAG (Volkswagen, Audi, Skoda, Seat) | 110-120 | M14x1.5 |
| BMW | 100-120 | M12x1.5 |
| Mercedes-Benz | 110-130 | M12x1.5 |
| Toyota | 103-113 | M12x1.5 |
| Nissan | 108-118 | M12x1.25 |
| Ford | 100-130 | M12x1.5 |
| Renault | 90-110 | M12x1.5 |
| Opel/Vauxhall | 110-130 | M12x1.5 |
| Lada | 70-90 | M12x1.25 |
| Hyundai/Kia | 88-108 | M12x1.5 |
| Tesla | 129-175 | M14x1.5 |
Примечание: Для электромобилей и гибридных моделей 2022-2025 годов выпуска рекомендуется уточнять момент затяжки в сервисной документации, так как производители могут иметь особые требования из-за повышенной массы и специфических нагрузок.
Таблица моментов затяжки колесных болтов грузовых автомобилей
| Марка автомобиля | Момент затяжки, Н·м | Размер резьбы |
|---|---|---|
| КАМАЗ | 500-600 | M20x1.5 |
| МАЗ | 450-500 | M20x1.5 |
| ГАЗ (Газель) | 180-200 | M16x1.5 |
| Volvo Trucks | 600-650 | M22x1.5 |
| Scania | 550-650 | M22x1.5 |
| Mercedes-Benz Trucks | 600-660 | M22x1.5 |
| MAN | 550-650 | M22x1.5 |
Таблица затяжки болтов двигателя
Правильная затяжка резьбовых соединений двигателя имеет критическое значение для его надежной работы. Особенно важно соблюдать моменты затяжки и последовательность для таких ответственных соединений как крепление головки блока цилиндров (ГБЦ), крышек коренных подшипников, шатунных вкладышей и других элементов.
Таблицы затяжки болтов ГБЦ
Затяжка болтов головки блока цилиндров требует особого внимания и соблюдения не только указанного момента, но и правильной последовательности затяжки. Как правило, затяжка производится в несколько этапов, с постепенным увеличением момента. В современных двигателях с алюминиевыми блоками и композитными прокладками особое значение приобретает точное соблюдение технологии затяжки.
| Двигатель | Момент затяжки, Н·м | Особенности затяжки |
|---|---|---|
| ВАЗ 2101-2107 (1.2-1.6л) | Этап 1: 40 Н·м Этап 2: 80 Н·м Этап 3: Доворот на 90° |
От центра к краям крест-накрест |
| ВАЗ 2108-2115 (1.5-1.6л) | Этап 1: 20 Н·м Этап 2: 60 Н·м Этап 3: Доворот на 90° |
От центра к краям крест-накрест |
| Volkswagen EA211 (1.6л) | Этап 1: 30 Н·м Этап 2: Доворот на 90° Этап 3: Доворот на 90° |
По специальной схеме от центра наружу |
| Toyota 1ZZ-FE (1.8л) | Этап 1: 25 Н·м Этап 2: 50 Н·м Этап 3: Доворот на 90° |
По схеме от центра к краям |
| BMW N20 (2.0л) | Этап 1: 30 Н·м Этап 2: Доворот на 90° Этап 3: Доворот на 90° |
По специальной схеме, новые болты |
| КАМАЗ 740 | Этап 1: 100 Н·м Этап 2: 190-210 Н·м |
По схеме от центра к краям |
| VW EA888 (2.0 TSI) | Этап 1: 40 Н·м Этап 2: Доворот на 90° Этап 3: Доворот на 90° |
Обязательное использование новых болтов |
Примечание: Болты ГБЦ часто требуют замены после каждого снятия головки. Особенно это касается болтов с угловой затяжкой (доворотом), которые растягиваются и не подлежат повторному использованию. Многие современные двигатели используют специальные болты с пластической деформацией, которые являются одноразовыми.
Таблица затяжки других элементов двигателя
| Соединение | Момент затяжки, Н·м | Примечание |
|---|---|---|
| Болты крышек коренных подшипников | 70-110 | В зависимости от типа двигателя |
| Болты шатунных крышек | 30-70 | В зависимости от типа двигателя |
| Болты крепления маховика | 70-120 | Часто требуется фиксатор резьбы |
| Болты крепления корзины сцепления | 20-30 | Затягивать крест-накрест |
| Болты клапанной крышки | 8-12 | Не перетягивать (возможна деформация) |
| Болты крепления масляного поддона | 8-15 | Затягивать от центра к краям |
| Болты крепления водяного насоса | 15-25 | Затягивать крест-накрест |
| Свечи зажигания | 20-35 | В зависимости от типа свечей |
| Датчики кислорода (лямбда-зонды) | 40-45 | Только с применением специальной смазки |
Таблица моментов затяжки стандартных резьбовых соединений
Для стандартных болтов и гаек, не имеющих специальных требований, моменты затяжки определяются классом прочности крепежа и размером резьбы. Ниже приведены таблицы в соответствии с ГОСТ Р ИСО 898-1-2022 и международными стандартами.
Таблица моментов затяжки по ГОСТ
| Резьба | Момент затяжки, Н·м, для класса прочности | |||
|---|---|---|---|---|
| 5.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |
| M6 | 4-5 | 9-11 | 13-15 | 15-18 |
| M8 | 10-12 | 20-25 | 30-35 | 35-40 |
| M10 | 20-25 | 40-50 | 60-70 | 70-80 |
| M12 | 35-40 | 70-80 | 100-120 | 120-140 |
| M14 | 55-65 | 110-130 | 160-190 | 200-230 |
| M16 | 85-100 | 170-200 | 250-290 | 300-350 |
| M18 | 140-160 | 270-310 | 380-430 | 450-520 |
| M20 | 200-230 | 380-430 | 540-620 | 650-740 |
| M22 | 270-310 | 520-590 | 740-840 | 880-1000 |
| M24 | 350-400 | 670-760 | 950-1080 | 1120-1280 |
Примечание: Класс прочности обычно указывается на головке болта (например, 8.8, 10.9). Для соединений, работающих при вибрациях, рекомендуется выбирать верхнее значение диапазона. Таблица соответствует требованиям актуального ГОСТ Р ИСО 898-1-2022, гармонизированного с ISO 898-1:2022.
Затяжка динамометрическим ключом
Динамометрический ключ — это специальный инструмент, позволяющий контролировать момент затяжки резьбовых соединений. Существует несколько типов динамометрических ключей:
- Предельные ключи — срабатывают (щелкают) при достижении заданного момента затяжки
- Индикаторные ключи — показывают текущий момент на шкале или дисплее
- Электронные ключи — оснащены цифровым дисплеем и могут иметь функцию запоминания и передачи данных
- Угломерные ключи — позволяют контролировать не только момент, но и угол доворота
Правила работы с динамометрическим ключом
- Перед началом работы установите требуемый момент затяжки на ключе согласно таблице
- Предварительно затяните соединение обычным ключом до контакта сопрягаемых поверхностей
- Возьмите динамометрический ключ строго за рукоятку (не за середину или головку)
- Затягивайте плавно, без рывков, до срабатывания ключа (щелчка) или достижения нужного показателя на шкале
- Прекратите затяжку сразу после срабатывания ключа, не "дотягивайте" соединение
- После работы установите на ключе минимальное значение момента для снятия нагрузки с пружины
- Современные электронные ключи требуют калибровки согласно инструкции производителя
Внимание! Периодически проверяйте калибровку динамометрического ключа. Неточный инструмент может привести к неправильной затяжке соединений. Согласно современным требованиям, профессиональные динамометрические ключи должны проходить поверку не реже одного раза в год.
Последовательность затяжки
Для многих ответственных соединений важна не только величина момента, но и последовательность затяжки болтов. Типичные схемы затяжки:
- Крест-накрест — для фланцевых соединений, крышек, головок блока и т.д.
- От центра к краям — для головки блока цилиндров, крышек распределительных валов
- По кругу — для круглых фланцев, колесных болтов и т.д.
- По специальной схеме — для некоторых современных двигателей производитель указывает особую последовательность
Затяжка обычно производится в несколько этапов с постепенным увеличением момента:
- Первый этап — 30-40% от номинального момента
- Второй этап — 70-80% от номинального момента
- Третий этап — полный номинальный момент
- Четвертый этап (при наличии) — угловой доворот на указанный угол
Современная тенденция: В новых двигателях (2020-2025 гг.) всё чаще применяется технология затяжки с контролем угла доворота, а не только момента. Для таких соединений необходимо использовать специальные угломерные динамометрические ключи или электронные ключи с функцией измерения угла.
Таблица затяжки болтов КАМАЗ
Автомобили КАМАЗ широко используются в коммерческих перевозках и требуют регулярного технического обслуживания. Ниже приведены моменты затяжки основных узлов автомобилей КАМАЗ, актуальные для моделей, выпускаемых до 2025 года.
| Узел/соединение | Момент затяжки, Н·м | Примечание |
|---|---|---|
| Гайки колес | 500-600 | Затягивать крест-накрест |
| Болты ГБЦ двигателя 740 | Этап 1: 100 Этап 2: 190-210 |
По определенной схеме |
| Гайки крепления форсунок | 50-70 | После замены прокладок |
| Болты крепления маховика | 180-200 | С применением фиксатора резьбы |
| Болты крепления коренных подшипников | 240-260 | По схеме от центра к краям |
| Гайки крепления шатунов | 180-200 | После контроля зазоров |
| Болты крепления ТНВД | 30-40 | После регулировки угла опережения |
| Гайки крепления стремянок рессор | 500-600 | После осадки рессор |
| Болты крепления карданного вала | 110-140 | Крест-накрест |
| Болты крепления ГБЦ двигателя Cummins | Согласно спецификации Cummins | Для моделей КАМАЗ с двигателями Cummins |
Примечание: Для новых моделей КАМАЗ с двигателями экологического класса Евро-5 и Евро-6, а также для гибридных моделей, необходимо использовать специализированные руководства по обслуживанию, так как моменты затяжки могут отличаться от стандартных.
Типичные ошибки при затяжке резьбовых соединений
При работе с резьбовыми соединениями часто допускаются ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям:
- Игнорирование таблиц моментов затяжки — затяжка "на глаз" или "по ощущениям" может привести к перетяжке или недотяжке
- Несоблюдение последовательности затяжки — особенно критично для головки блока цилиндров, может привести к деформации и утечкам
- Использование неподходящего инструмента — бытовые динамометрические ключи могут иметь большую погрешность
- Игнорирование состояния резьбы — ржавчина, загрязнения, повреждения резьбы влияют на момент затяжки
- Неправильное использование смазки — применение смазки снижает требуемый момент затяжки (обычно на 30-40%)
- Повторное использование одноразовых болтов — болты с угловой затяжкой, как правило, не подлежат повторному использованию
- Игнорирование температурного режима — затяжка на горячем двигателе может привести к неверным результатам
- Пренебрежение контролем после обкатки — некоторые соединения требуют проверки и подтяжки после первоначальной обкатки
Важно: Если в инструкции указано, что соединение должно затягиваться "сухим" — не применяйте смазку, так как это приведет к перетяжке и возможному разрушению соединения. Современные высокоточные соединения в двигателях с алюминиевыми компонентами особенно чувствительны к ошибкам затяжки.
Оглавление
- Таблица моментов затяжки болтов и гаек: полное руководство (2025)
- Основы затяжки болтов и гаек
- Таблица затяжки колесных болтов и гаек
- Таблица затяжки болтов двигателя
- Таблица моментов затяжки стандартных резьбовых соединений
- Затяжка динамометрическим ключом
- Таблица затяжки болтов КАМАЗ
- Типичные ошибки при затяжке резьбовых соединений
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Автор и издатель не несут ответственности за возможные последствия использования приведенной информации. Всегда сверяйтесь с официальной документацией производителя конкретного транспортного средства или оборудования. Моменты затяжки могут различаться в зависимости от модификации, года выпуска и других факторов. Для современных автомобилей (особенно моделей 2022-2025 годов выпуска) настоятельно рекомендуется использовать актуальные сервисные руководства.
Источники информации
- ГОСТ Р ИСО 898-1-2022 - "Механические свойства крепежных изделий из углеродистой и легированной стали"
- ISO 898-1:2022 - "Mechanical properties of fasteners made of carbon steel and alloy steel"
- DIN 267-3:2023 - "Mechanische Verbindungselemente"
- Руководства по ремонту и обслуживанию автомобилей различных производителей (2022-2025)
- Технические регламенты автопроизводителей (VW, BMW, Mercedes-Benz, КАМАЗ и др.)
- Справочник "Крепежные изделия и соединения" под ред. Иосилевича Г.Б., обновленное издание 2023
- Материалы производителей динамометрического инструмента (SATA, KING TONY, JONNESWAY, HAZET, STAHLWILLE)
- Актуальные данные от профессиональных сообществ автомехаников "Союз автосервисов" (2025)
- Технические бюллетени производителей автомобилей по обслуживанию современных двигателей с алюминиевыми блоками (2022-2025)
