Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Таблица затяжки болтов и гаек

Таблица моментов затяжки болтов и гаек: полное руководство

Правильная затяжка резьбовых соединений является ключевым фактором для обеспечения надежности и безопасности механических конструкций, особенно в автомобильной технике. Недостаточная затяжка может привести к ослаблению соединения в процессе эксплуатации, а избыточная — к повреждению резьбы, деформации или даже разрушению крепежных элементов. Для обеспечения оптимального усилия затяжки используют специальные инструменты — динамометрические ключи, а также руководствуются специально разработанными таблицами моментов затяжки.

В данной статье представлены подробные таблицы моментов затяжки болтов и гаек для различных узлов автомобиля, включая колесные болты, элементы двигателя, крепления головки блока цилиндров (ГБЦ) и другие важные соединения. Также мы рассмотрим правила работы с динамометрическим ключом и разберем основные стандарты, регламентирующие усилия затяжки резьбовых соединений.

Важно: Всегда следуйте рекомендациям производителя конкретного автомобиля или оборудования. Представленные в данной статье таблицы моментов затяжки являются справочными и могут иметь отличия от требований для вашей модели.

Таблица моментов затяжки болтов и гаек

Правильное определение крутящего момента гаек и болтов критически важно для надежности любых механических соединений. Ниже представлены таблицы затяжки болтов по размеру с учетом различных факторов, влияющих на момент затяжки.

1.1. Классы прочности (8.8, 10.9 и др.)

Класс прочности болтов и гаек определяет их механические свойства и напрямую влияет на рекомендуемый момент затяжки. Маркировка обычно наносится на головку болта в виде цифр (например, 8.8, 10.9, 12.9).

Класс прочности Предел прочности, МПа Предел текучести, МПа Применение
4.6 400 240 Неответственные соединения
5.8 500 400 Общее применение
8.8 800 640 Ответственные соединения
10.9 1000 900 Высоконагруженные соединения
12.9 1200 1080 Особо ответственные соединения

Данная таблица затяжки болтов по размеру предоставляет усилие затяжки в зависимости от диаметра резьбы и класса прочности болтов.

Диаметр резьбы Шаг резьбы, мм Момент затяжки, Н·м для класса прочности
4.6 5.8 8.8 10.9 12.9
M3 0.5 0.5 0.9 1.2 1.7 2.1
M4 0.7 1.2 2.1 2.9 4.1 4.9
M5 0.8 2.5 4.2 5.9 8.3 9.9
M6 1.0 4.0 7.3 10.1 14.2 17.0
M8 1.25 9.9 17.8 24.6 34.5 41.1
M10 1.5 19.6 35.3 49.0 69.0 81.0
M12 1.75 34.3 61.8 85.0 120.0 145.0
M14 2.0 54.9 98.1 135.0 190.0 225.0
M16 2.0 84.9 152.0 210.0 295.0 355.0
M18 2.5 115.0 206.0 290.0 410.0 480.0
M20 2.5 163.0 294.0 400.0 570.0 680.0
M22 2.5 224.0 397.0 550.0 780.0 920.0
M24 3.0 283.0 503.0 700.0 990.0 1150.0
M27 3.0 416.0 730.0 1000.0 1400.0 1700.0
M30 3.5 565.0 990.0 1400.0 1900.0 2300.0

1.3. Корректировки для смазанных/сухих соединений

Наличие смазки на резьбе существенно влияет на крутящий момент гаек и болтов. При смазанном соединении требуется меньший момент затяжки, чем при сухом. Это необходимо учитывать при работе с динамометрическим ключом.

Тип соединения Коэффициент Рекомендации
Сухое (без смазки) 1.0 Стандартные значения из таблицы
Слегка смазанное (масло) 0.8 Уменьшить момент затяжки на 20%
Хорошо смазанное (молибденовая смазка) 0.65 Уменьшить момент затяжки на 35%
С фиксатором резьбы 0.9 Уменьшить момент затяжки на 10%
С новыми оцинкованными болтами 0.85 Уменьшить момент затяжки на 15%

Внимание! Некоторые соединения (например, болты головки блока цилиндров) имеют специальные инструкции по смазке. Всегда следуйте рекомендациям производителя по использованию смазки и моментам затяжки для конкретных узлов.

Основы затяжки болтов и гаек

Момент затяжки — это величина крутящего момента, применяемого к гайке или болту при затягивании резьбового соединения. Он измеряется в Ньютон-метрах (Н·м) или килограмм-силах на метр (кгс·м). Помимо момента затяжки используется термин "усилие затяжки", отражающий осевую силу, создаваемую в болте при его затягивании.

Правильная затяжка резьбовых соединений обеспечивает:

  • Надежное соединение элементов конструкции
  • Равномерное распределение нагрузки
  • Предотвращение самопроизвольного откручивания
  • Защиту от износа и деформации
  • Герметичность соединений (для соответствующих узлов)

Единицы измерения момента затяжки

В различных таблицах затяжки могут встречаться разные единицы измерения. Наиболее распространенные из них:

Единица измерения Обозначение Соотношение
Ньютон-метр Н·м Основная единица в СИ
Килограмм-сила на метр кгс·м 1 кгс·м ≈ 9,81 Н·м
Фунт-сила на фут lb-ft 1 lb-ft ≈ 1,36 Н·м
Фунт-сила на дюйм lb-in 1 lb-in ≈ 0,113 Н·м

Таблица затяжки колесных болтов и гаек

Правильный момент затяжки колесных болтов и гаек критически важен для безопасности движения. Недостаточная затяжка может привести к ослаблению соединения, повреждению диска и даже отсоединению колеса во время движения. Чрезмерная затяжка может вызвать деформацию диска, повреждение резьбы или срыв шпилек.

Внимание! После замены колеса необходимо проверить момент затяжки колесных болтов или гаек через 50-100 км пробега, так как при эксплуатации возможно их самопроизвольное ослабление.

Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек легковых автомобилей

Марка автомобиля Момент затяжки, Н·м Размер резьбы
VAG (Volkswagen, Audi, Skoda, Seat) 110-120 M14x1.5
BMW 100-120 M12x1.5
Mercedes-Benz 110-130 M12x1.5
Toyota 103 M12x1.5
Nissan 108 M12x1.25
Ford 100-130 M12x1.5
Renault 90-110 M12x1.5
Opel/Vauxhall 110-130 M12x1.5
Lada 70-90 M12x1.25
Hyundai/Kia 88-108 M12x1.5

Таблица моментов затяжки колесных болтов грузовых автомобилей

Марка автомобиля Момент затяжки, Н·м Размер резьбы
КАМАЗ 500-600 M20x1.5
МАЗ 450-500 M20x1.5
ГАЗ (Газель) 180-200 M16x1.5
Volvo Trucks 600-650 M22x1.5
Scania 550-650 M22x1.5
Mercedes-Benz Trucks 600-660 M22x1.5
MAN 550-650 M22x1.5

Таблица затяжки болтов двигателя

Правильная затяжка резьбовых соединений двигателя имеет критическое значение для его надежной работы. Особенно важно соблюдать моменты затяжки и последовательность для таких ответственных соединений как крепление головки блока цилиндров (ГБЦ), крышек коренных подшипников, шатунных вкладышей и других элементов.

Таблицы затяжки болтов ГБЦ

Затяжка болтов головки блока цилиндров требует особого внимания и соблюдения не только указанного момента, но и правильной последовательности затяжки. Как правило, затяжка производится в несколько этапов, с постепенным увеличением момента.

Двигатель Момент затяжки, Н·м Особенности затяжки
ВАЗ 2101-2107 (1.2-1.6л) Этап 1: 40 Н·м
Этап 2: 80 Н·м
Этап 3: Доворот на 90°
От центра к краям крест-накрест
ВАЗ 2108-2115 (1.5-1.6л) Этап 1: 20 Н·м
Этап 2: 60 Н·м
Этап 3: Доворот на 90°
От центра к краям крест-накрест
Volkswagen EA211 (1.6л) Этап 1: 30 Н·м
Этап 2: Доворот на 90°
Этап 3: Доворот на 90°
По специальной схеме от центра наружу
Toyota 1ZZ-FE (1.8л) Этап 1: 25 Н·м
Этап 2: 50 Н·м
Этап 3: Доворот на 90°
По схеме от центра к краям
BMW N20 (2.0л) Этап 1: 30 Н·м
Этап 2: Доворот на 90°
Этап 3: Доворот на 90°
По специальной схеме, новые болты
КАМАЗ 740 Этап 1: 100 Н·м
Этап 2: 190-210 Н·м
По схеме от центра к краям

Примечание: Болты ГБЦ часто требуют замены после каждого снятия головки. Особенно это касается болтов с угловой затяжкой (доворотом), которые растягиваются и не подлежат повторному использованию.

Таблица затяжки других элементов двигателя

Соединение Момент затяжки, Н·м Примечание
Болты крышек коренных подшипников 70-110 В зависимости от типа двигателя
Болты шатунных крышек 30-70 В зависимости от типа двигателя
Болты крепления маховика 70-120 Часто требуется фиксатор резьбы
Болты крепления корзины сцепления 20-30 Затягивать крест-накрест
Болты клапанной крышки 8-12 Не перетягивать (возможна деформация)
Болты крепления масляного поддона 8-15 Затягивать от центра к краям
Болты крепления водяного насоса 15-25 Затягивать крест-накрест
Свечи зажигания 20-35 В зависимости от типа свечей

Таблица моментов затяжки стандартных резьбовых соединений

Для стандартных болтов и гаек, не имеющих специальных требований, моменты затяжки определяются классом прочности крепежа и размером резьбы. Ниже приведены таблицы в соответствии с ГОСТ и международными стандартами.

Таблица моментов затяжки по ГОСТ

Резьба Момент затяжки, Н·м, для класса прочности
5.8 8.8 10.9 12.9
M6 4-5 9-11 13-15 15-18
M8 10-12 20-25 30-35 35-40
M10 20-25 40-50 60-70 70-80
M12 35-40 70-80 100-120 120-140
M14 55-65 110-130 160-190 200-230
M16 85-100 170-200 250-290 300-350
M18 140-160 270-310 380-430 450-520
M20 200-230 380-430 540-620 650-740
M22 270-310 520-590 740-840 880-1000
M24 350-400 670-760 950-1080 1120-1280

Примечание: Класс прочности обычно указывается на головке болта (например, 8.8, 10.9). Для соединений, работающих при вибрациях, рекомендуется выбирать верхнее значение диапазона.

Затяжка динамометрическим ключом

Динамометрический ключ — это специальный инструмент, позволяющий контролировать момент затяжки резьбовых соединений. Существует несколько типов динамометрических ключей:

  • Предельные ключи — срабатывают (щелкают) при достижении заданного момента затяжки
  • Индикаторные ключи — показывают текущий момент на шкале или дисплее
  • Электронные ключи — оснащены цифровым дисплеем и могут иметь функцию запоминания и передачи данных

Правила работы с динамометрическим ключом

  1. Перед началом работы установите требуемый момент затяжки на ключе согласно таблице
  2. Предварительно затяните соединение обычным ключом до контакта сопрягаемых поверхностей
  3. Возьмите динамометрический ключ строго за рукоятку (не за середину или головку)
  4. Затягивайте плавно, без рывков, до срабатывания ключа (щелчка) или достижения нужного показателя на шкале
  5. Прекратите затяжку сразу после срабатывания ключа, не "дотягивайте" соединение
  6. После работы установите на ключе минимальное значение момента для снятия нагрузки с пружины

Внимание! Периодически проверяйте калибровку динамометрического ключа. Неточный инструмент может привести к неправильной затяжке соединений.

Последовательность затяжки

Для многих ответственных соединений важна не только величина момента, но и последовательность затяжки болтов. Типичные схемы затяжки:

  • Крест-накрест — для фланцевых соединений, крышек, головок блока и т.д.
  • От центра к краям — для головки блока цилиндров, крышек распределительных валов
  • По кругу — для круглых фланцев, колесных болтов и т.д.

Затяжка обычно производится в несколько этапов с постепенным увеличением момента:

  1. Первый этап — 30-40% от номинального момента
  2. Второй этап — 70-80% от номинального момента
  3. Третий этап — полный номинальный момент

Таблица затяжки болтов КАМАЗ

Автомобили КАМАЗ широко используются в коммерческих перевозках и требуют регулярного технического обслуживания. Ниже приведены моменты затяжки основных узлов автомобилей КАМАЗ.

Узел/соединение Момент затяжки, Н·м Примечание
Гайки колес 500-600 Затягивать крест-накрест
Болты ГБЦ двигателя 740 Этап 1: 100
Этап 2: 190-210
По определенной схеме
Гайки крепления форсунок 50-70 После замены прокладок
Болты крепления маховика 180-200 С применением фиксатора резьбы
Болты крепления коренных подшипников 240-260 По схеме от центра к краям
Гайки крепления шатунов 180-200 После контроля зазоров
Болты крепления ТНВД 30-40 После регулировки угла опережения
Гайки крепления стремянок рессор 500-600 После осадки рессор
Болты крепления карданного вала 110-140 Крест-накрест

Типичные ошибки при затяжке резьбовых соединений

При работе с резьбовыми соединениями часто допускаются ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям:

  1. Игнорирование таблиц моментов затяжки — затяжка "на глаз" или "по ощущениям" может привести к перетяжке или недотяжке
  2. Несоблюдение последовательности затяжки — особенно критично для головки блока цилиндров, может привести к деформации и утечкам
  3. Использование неподходящего инструмента — бытовые динамометрические ключи могут иметь большую погрешность
  4. Игнорирование состояния резьбы — ржавчина, загрязнения, повреждения резьбы влияют на момент затяжки
  5. Неправильное использование смазки — применение смазки снижает требуемый момент затяжки (обычно на 30-40%)
  6. Повторное использование одноразовых болтов — болты с угловой затяжкой, как правило, не подлежат повторному использованию

Важно: Если в инструкции указано, что соединение должно затягиваться "сухим" — не применяйте смазку, так как это приведет к перетяжке и возможному разрушению соединения.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Автор и издатель не несут ответственности за возможные последствия использования приведенной информации. Всегда сверяйтесь с официальной документацией производителя конкретного транспортного средства или оборудования. Моменты затяжки могут различаться в зависимости от модификации, года выпуска и других факторов.

Источники информации

  • ГОСТ 52643-2006 - "Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний"
  • ISO 898-1:2013 - "Механические свойства крепежных изделий из углеродистой и легированной стали"
  • Руководства по ремонту и обслуживанию автомобилей различных производителей
  • Технические регламенты автопроизводителей (VW, BMW, Mercedes-Benz, КАМАЗ и др.)
  • Справочник "Крепежные изделия и соединения" под ред. Иосилевича Г.Б.
  • Материалы производителей динамометрического инструмента (SATA, KING TONY, JONNESWAY и др.)