Таблицы характеристик шестерен и модульных передач
| Ряд | Значения модулей, мм | Применение |
|---|---|---|
| 1-й ряд (предпочтительный) | 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 32; 40; 50 | Основной ряд для большинства передач |
| 2-й ряд (дополнительный) | 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18; 22; 28; 36; 45 | При невозможности использования 1-го ряда |
| Модули для мелкомодульных колес | 0,05; 0,06; 0,08; 0,1; 0,12; 0,16; 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9 | Для часовых механизмов и точной механики |
| Модуль m, мм | Число зубьев z₁ (шестерня) | Число зубьев z₂ (колесо) | Межосевое расстояние a, мм | Передаточное число u |
|---|---|---|---|---|
| 1 | 20 | 40 | 30 | 2 |
| 1 | 20 | 80 | 50 | 4 |
| 2 | 18 | 36 | 54 | 2 |
| 2 | 20 | 60 | 80 | 3 |
| 3 | 17 | 51 | 102 | 3 |
| 4 | 16 | 48 | 128 | 3 |
| 5 | 14 | 42 | 140 | 3 |
| 6 | 13 | 52 | 195 | 4 |
| 8 | 12 | 36 | 192 | 3 |
| 10 | 11 | 33 | 220 | 3 |
| Модуль m, мм | Число зубьев z | Делительный диаметр d, мм | Диаметр вершин da, мм | Диаметр впадин df, мм | Шаг зубьев p, мм |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | 20 | 20 | 22 | 17.5 | 3.14 |
| 2 | 20 | 40 | 44 | 35 | 6.28 |
| 3 | 18 | 54 | 60 | 46.5 | 9.42 |
| 4 | 17 | 68 | 76 | 58 | 12.56 |
| 5 | 16 | 80 | 90 | 67.5 | 15.7 |
| 6 | 15 | 90 | 102 | 75 | 18.84 |
| 8 | 14 | 112 | 128 | 92 | 25.12 |
| 10 | 13 | 130 | 150 | 105 | 31.4 |
| Модуль m, мм | Материал | Ширина зубчатого венца b, мм | Окружная скорость v, м/с | Допустимая мощность P, кВт |
|---|---|---|---|---|
| 1 | Сталь 45, HRC 45-50 | 10 | 1-3 | 0.5-0.8 |
| 2 | Сталь 45, HRC 45-50 | 20 | 3-5 | 2-3.5 |
| 3 | Сталь 40Х, HRC 48-53 | 25 | 5-7 | 5-8 |
| 4 | Сталь 40Х, HRC 48-53 | 30 | 6-8 | 10-15 |
| 5 | Сталь 40Х, HRC 48-53 | 40 | 8-10 | 18-25 |
| 6 | Сталь 40Х, HRC 50-55 | 50 | 10-12 | 30-40 |
| 8 | Сталь 40Х, HRC 50-55 | 60 | 12-15 | 50-70 |
| 10 | Сталь 40ХН, HRC 52-58 | 80 | 15-20 | 90-120 |
Зубчатые передачи являются одним из наиболее распространенных видов механических передач, используемых для передачи вращательного движения между валами. Они отличаются высокой надежностью, компактностью, большим диапазоном передаваемых мощностей и передаточных чисел, высоким КПД и долговечностью.
Проектирование зубчатых передач требует понимания взаимосвязи между их основными параметрами: модулем, числом зубьев и межосевым расстоянием. Эти три параметра определяют геометрию зубчатой передачи, её нагрузочную способность, габариты, плавность хода и долговечность.
В данной статье мы рассмотрим теоретические основы и практические аспекты связи между модулем, числом зубьев и межосевым расстоянием в зубчатых передачах, что позволит инженерам и проектировщикам оптимально подбирать параметры зубчатых передач для конкретных условий эксплуатации.
Модуль зубчатого колеса (m) является основным параметром, определяющим размеры зуба. По определению, модуль представляет собой отношение шага зубьев p по делительной окружности к числу π:
Также модуль можно определить как отношение делительного диаметра d к числу зубьев z:
Модуль является основным расчетным параметром зубчатого колеса и измеряется в миллиметрах. Чем больше модуль, тем крупнее зубья колеса и тем большую нагрузку они могут передавать.
Для обеспечения взаимозаменяемости и унификации зубчатых колес значения модулей стандартизированы. В России стандартные значения модулей установлены ГОСТ 9563-60 (см. Таблицу 1).
Стандарт предусматривает два ряда модулей: 1-й (предпочтительный) и 2-й (дополнительный). При проектировании зубчатых передач рекомендуется в первую очередь использовать модули из 1-го ряда, а модули из 2-го ряда применять только при невозможности удовлетворения требований к передаче с использованием модулей 1-го ряда.
Для мелкомодульных зубчатых колес, применяемых в точных механизмах, часовой промышленности и т.п., предусмотрен дополнительный ряд модулей от 0,05 до 0,9 мм.
Выбор модуля зубчатой передачи зависит от множества факторов:
- передаваемая мощность;
- частота вращения;
- требуемый ресурс работы;
- материал и термообработка зубчатых колес;
- габаритные ограничения;
- технологические возможности производства.
Предварительный расчет модуля можно выполнить по формуле, учитывающей допустимые напряжения изгиба в зубьях:
где:
- K - коэффициент, зависящий от вида передачи и материала колес (1,5-2,0);
- T₂ - крутящий момент на колесе, Н·м;
- ψ_ba - коэффициент ширины зубчатого венца;
- z₁ - число зубьев шестерни;
- [σ]_F - допустимое напряжение изгиба, МПа.
Полученное значение модуля округляют до ближайшего большего стандартного значения по ГОСТ 9563-60.
Минимальное число зубьев зубчатого колеса ограничивается условием отсутствия подрезания ножки зуба при нарезании стандартным инструментом. Для прямозубых колес без смещения (коррекции) минимальное число зубьев определяется формулой:
где:
- h_a* - коэффициент высоты головки зуба (обычно h_a* = 1);
- α - угол зацепления (стандартное значение α = 20°).
Для стандартного угла зацепления 20° минимальное число зубьев равно 17. При необходимости применения колес с меньшим числом зубьев используют коррекцию (смещение инструмента).
Оптимальное число зубьев зависит от условий работы передачи, требований к габаритам, плавности хода и других факторов:
- для силовых передач обычно z₁ = 17-30, z₂ = 40-80;
- для кинематических передач z₁ = 20-40, z₂ = 40-120;
- для скоростных передач z₁ = 25-45, z₂ = 50-100.
Увеличение числа зубьев улучшает плавность работы передачи, снижает шум и вибрации, но увеличивает габариты и массу передачи, а также стоимость изготовления.
Передаточное число зубчатой передачи определяется отношением числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни:
При проектировании передачи обычно известно требуемое передаточное число u, а числа зубьев z₁ и z₂ подбирают так, чтобы их отношение максимально приближалось к требуемому передаточному числу. При этом необходимо учитывать ограничения по минимальному числу зубьев, а также стремиться к тому, чтобы числа зубьев не имели общих делителей (кроме единицы), что обеспечивает равномерный износ зубьев.
Межосевое расстояние a – это расстояние между осями вращения шестерни и колеса. Для нескорректированных (без смещения) зубчатых колес межосевое расстояние рассчитывается по формуле:
Эта формула непосредственно связывает три основных параметра зубчатой передачи: модуль m, числа зубьев z₁ и z₂ и межосевое расстояние a.
Из формулы видно, что межосевое расстояние прямо пропорционально модулю и сумме чисел зубьев шестерни и колеса. При заданном передаточном числе u = z₂/z₁ межосевое расстояние можно выразить через передаточное число:
Для обеспечения унификации и взаимозаменяемости редукторов и других механизмов межосевые расстояния стандартизированы. Стандартный ряд межосевых расстояний по ГОСТ 2185-66 включает следующие значения (в мм):
40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000...
При проектировании зубчатых передач рекомендуется стремиться к получению стандартного значения межосевого расстояния. Если при выбранных модуле и числах зубьев расчетное межосевое расстояние не соответствует стандартному, можно:
- подобрать другие числа зубьев;
- выбрать другой модуль;
- применить коррекцию зубчатых колес.
При необходимости изменения межосевого расстояния без изменения модуля и чисел зубьев применяется коррекция зубчатых колес. Для скорректированных колес межосевое расстояние рассчитывается по формуле:
где:
- α - угол зацепления (обычно 20°);
- α_w - угол зацепления в эксплуатации, определяемый из уравнения:
inv α_w = inv α + 2 · (x₁ + x₂) · tan α / (z₁ + z₂)
- x₁, x₂ - коэффициенты смещения шестерни и колеса.
При известном требуемом межосевом расстоянии a_w коэффициенты смещения выбирают так, чтобы обеспечить это расстояние, а также улучшить другие характеристики передачи (прочность, износостойкость, плавность хода).
Основная формула, связывающая модуль, числа зубьев и межосевое расстояние для нескорректированных колес:
Эта формула позволяет:
- при известных модуле и числах зубьев определить межосевое расстояние;
- при известном межосевом расстоянии и модуле определить сумму чисел зубьев;
- при известном межосевом расстоянии и числах зубьев определить модуль.
Важно отметить, что для зацепления двух зубчатых колес необходимо, чтобы их модули были одинаковыми. В противном случае правильное зацепление невозможно.
При проектировании зубчатой передачи обычно известны:
- передаваемая мощность P или крутящий момент T;
- частота вращения n₁ шестерни;
- требуемое передаточное число u;
- ресурс работы;
- условия эксплуатации.
Последовательность расчета:
- Выбор материалов и термообработки зубчатых колес;
- Определение допустимых напряжений;
- Предварительный расчет модуля по формуле для проверки на изгиб;
- Округление модуля до ближайшего стандартного значения;
- Определение минимального числа зубьев z₁_min шестерни;
- Выбор числа зубьев z₁ шестерни (z₁ ≥ z₁_min);
- Определение числа зубьев колеса z₂ = z₁ · u (с округлением до целого);
- Уточнение фактического передаточного числа u_ф = z₂ / z₁;
- Расчет межосевого расстояния a = m · (z₁ + z₂) / 2;
- При необходимости корректировка параметров для получения стандартного межосевого расстояния;
- Проверочные расчеты на прочность, жесткость, нагрев и другие параметры.
Задача: Определить межосевое расстояние зубчатой передачи с параметрами: модуль m = 2 мм, число зубьев шестерни z₁ = 20, число зубьев колеса z₂ = 60.
Решение:
Межосевое расстояние рассчитываем по формуле:
Ответ: Межосевое расстояние a = 80 мм.
Задача: Подобрать числа зубьев шестерни и колеса для передачи с передаточным числом u = 3, модулем m = 4 мм и межосевым расстоянием a = 128 мм.
Решение:
Сумма чисел зубьев определяется из формулы межосевого расстояния:
Учитывая, что передаточное число u = z₂ / z₁ = 3, составляем уравнение:
z₂ = 3z₁
z₁ + 3z₁ = 64
4z₁ = 64
z₁ = 16
Находим z₂:
Проверяем: z₁ + z₂ = 16 + 48 = 64 ✓
Ответ: z₁ = 16, z₂ = 48.
Задача: Определить модуль зубчатой передачи, если известно, что шестерня имеет 17 зубьев, колесо – 51 зуб, а межосевое расстояние составляет 102 мм.
Решение:
Из формулы межосевого расстояния:
Ответ: Модуль m = 3 мм.
Коррекция (смещение) зубчатых колес применяется для:
- Устранения подрезания ножки зуба при малом числе зубьев (z < 17);
- Обеспечения заданного межосевого расстояния при выбранных модуле и числах зубьев;
- Выравнивания удельных скольжений на головке и ножке зуба;
- Повышения нагрузочной способности зубчатых колес;
- Снижения шума и вибраций передачи.
В зависимости от коэффициентов смещения различают:
- Положительную коррекцию (x > 0): инструмент смещается от центра заготовки, увеличивается толщина зуба у основания, что повышает его прочность;
- Отрицательную коррекцию (x < 0): инструмент смещается к центру заготовки, уменьшается толщина зуба у основания;
- Нулевую коррекцию (x = 0): без смещения инструмента.
По взаимному расположению колес различают:
- Передачи без смещения (x₁ = x₂ = 0);
- Передачи с одинаковым смещением (x₁ = x₂ ≠ 0);
- Передачи с разным смещением (x₁ ≠ x₂);
- Передачи с нулевой суммой смещений (x₁ + x₂ = 0).
Коррекция зубчатых колес влияет на:
- Межосевое расстояние: при x₁ + x₂ > 0 межосевое расстояние увеличивается, при x₁ + x₂ < 0 - уменьшается;
- Прочность зубьев: положительное смещение увеличивает прочность на изгиб;
- Износостойкость: при рациональном выборе коэффициентов смещения можно снизить удельные скольжения и повысить износостойкость;
- Контактную прочность: положительное смещение увеличивает радиусы кривизны профилей зубьев, что повышает контактную прочность;
- Габариты передачи: при одинаковом межосевом расстоянии можно уменьшить диаметры колес.
Для передач с корректированными колесами межосевое расстояние рассчитывается по формуле:
где:
- a - теоретическое межосевое расстояние без учета коррекции;
- α - стандартный угол зацепления (20°);
- α_w - угол зацепления в эксплуатации, зависящий от коэффициентов смещения.
При проектировании зубчатых передач рекомендуется:
- Выбирать модуль в зависимости от передаваемой нагрузки и требуемой долговечности, предпочтительно из 1-го ряда стандартных значений;
- Для силовых передач выбирать число зубьев шестерни z₁ = 17-30, стремясь к меньшим значениям для уменьшения габаритов;
- Для передач с высокими требованиями к плавности хода и малым уровнем шума выбирать большие числа зубьев;
- Стремиться к тому, чтобы числа зубьев шестерни и колеса были взаимно простыми (не имели общих делителей), что обеспечивает равномерный износ;
- Для высоконагруженных передач применять положительную коррекцию;
- При необходимости обеспечения стандартного межосевого расстояния использовать коррекцию зубчатых колес.
Для выбора оптимальных параметров зубчатой передачи необходимо учитывать не только взаимосвязь модуля, числа зубьев и межосевого расстояния, но и другие факторы:
- Технологические возможности производства (точность изготовления, доступное оборудование);
- Материалы и термообработка зубчатых колес;
- Условия эксплуатации (нагрузки, частоты вращения, температурный режим);
- Требования к габаритам и массе;
- Требования к шуму, вибрациям и плавности хода;
- Экономические факторы (стоимость материалов, изготовления).
Рекомендуется проводить оптимизацию параметров по комплексному критерию, учитывающему все вышеперечисленные факторы.
При проектировании зубчатых передач часто допускаются следующие ошибки:
- Недостаточный модуль для заданной нагрузки, что приводит к поломке зубьев;
- Слишком малое число зубьев без коррекции, что вызывает подрезание зубьев;
- Выбор чисел зубьев с общими делителями, что приводит к неравномерному износу;
- Неправильный выбор коэффициентов коррекции, что снижает прочность и долговечность;
- Недостаточная точность изготовления для заданных условий работы.
Для исправления этих ошибок необходимо:
- Проводить тщательный расчет модуля с учетом всех нагрузок и коэффициентов;
- При числе зубьев менее 17 применять положительную коррекцию;
- Проверять числа зубьев на наличие общих делителей;
- Выбирать коэффициенты коррекции с учетом всех параметров передачи;
- Обеспечивать необходимую точность изготовления.
Взаимосвязь между модулем, числом зубьев и межосевым расстоянием является фундаментальной в теории зубчатых передач. Понимание этой взаимосвязи позволяет проектировать оптимальные зубчатые передачи для различных условий эксплуатации.
Основная формула, связывающая эти параметры (a = m · (z₁ + z₂) / 2), является отправной точкой для расчета и проектирования зубчатых передач. При необходимости обеспечения специальных требований (стандартное межосевое расстояние, повышенная прочность, плавность хода и т.п.) применяется коррекция зубчатых колес.
Рациональный выбор модуля, чисел зубьев и коэффициентов коррекции позволяет создавать надежные, долговечные и эффективные зубчатые передачи для различных отраслей техники.
Для практического применения знаний о зубчатых передачах важен правильный выбор компонентов. В зависимости от конструкции механизма и требуемых характеристик можно использовать различные типы зубчатых колес: зубчатые колеса без ступицы, зубчатые колеса со ступицей, зубчатые колеса со ступицей с калеными зубьями для высоконагруженных передач, а также конические зубчатые пары для передачи вращения между пересекающимися осями.
Для реечных передач используются зубчатые рейки различной длины и модуля. В зависимости от требуемых размеров доступны рейки длиной 500 мм, 1000 мм, 2000 мм и 3000 мм. По модулю можно выбрать рейки с различными стандартными значениями: модуль 1, модуль M1,5, модуль M2, модуль M2,5, модуль M3, модуль M4, модуль M5, модуль M6 и модуль M8.
- ГОСТ 9563-60 "Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули"
- ГОСТ 2185-66 "Передачи зубчатые цилиндрические. Межосевые расстояния"
- Решетов Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 2020.
- Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин. - М.: Высшая школа, 2018.
- Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Академия, 2019.
- Чернавский С.А. Проектирование механических передач. - М.: Машиностроение, 2017.
- Ryabchikov, A. Gear Design Handbook. - Springer, 2022.
- Singh, A. Theory of Gearing: Kinematics, Geometry, and Synthesis. - CRC Press, 2021.
Данная статья носит ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Приведенные расчеты и методики являются общепринятыми в инженерной практике, однако при проектировании реальных механизмов необходимо учитывать множество дополнительных факторов и проводить уточненные расчеты.
Автор не несет ответственности за любые ошибки, неточности или упущения в представленной информации, а также за последствия использования данной информации при проектировании реальных механизмов. Перед применением описанных методик в инженерной практике рекомендуется консультация со специалистами в области проектирования зубчатых передач и механизмов.
