Меню

Аналоги подшипников: как подобрать замену SKF, FAG, NSK

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Основы взаимозаменяемости подшипников

Взаимозаменяемость подшипников качения представляет собой возможность замены изделия одного производителя на аналогичное от другого без изменения конструкции узла. Ведущие мировые производители - SKF (Швеция), FAG (Германия, Schaeffler Group), NSK (Япония), NTN (Япония) и KOYO (Япония, с 2022 года переименован в JTEKT) - следуют международным стандартам ISO 492:2014 и национальным стандартам ГОСТ 520-2011, что обеспечивает совместимость их продукции по основным геометрическим параметрам.

Важно: Основное цифровое обозначение подшипника остается идентичным у всех производителей. Различия присутствуют только в дополнительных обозначениях (суффиксах и префиксах), которые характеризуют уплотнения, зазоры, материалы и другие конструктивные особенности.

Международная система обозначений базируется на разработках компании SKF и стандартах ISO. Это обеспечивает единообразие в маркировке основных размеров и типов подшипников. При этом каждый производитель использует собственные системы дополнительных обозначений для специальных характеристик.

Стандарты маркировки: ГОСТ, ISO, DIN

Современная промышленность использует три основные системы маркировки подшипников качения. ГОСТ 3189-2024 (введен в действие с 1 января 2025 года, заменил ГОСТ 3189-89) применяется в России и странах СНГ. Система условных обозначений подшипников в основном сохранена, что обеспечивает преемственность и совместимость маркировки. ISO представляет собой международную систему обозначений, используемую большинством производителей. Актуальная версия стандарта ISO 492:2014 устанавливает допуски для радиальных подшипников, при этом в 2023 году вышла обновленная редакция ISO 492:2023. DIN традиционно применяется в германской промышленности, хотя в настоящее время немецкие производители также следуют стандартам ISO.

Пример идентичности базового обозначения:

Подшипник 6205 имеет одинаковые габаритные размеры у всех производителей: d=25 мм, D=52 мм, B=15 мм. Это шариковый радиальный однорядный подшипник серии диаметров 02, серии ширин 0, код размера 05.

Актуальные стандарты на 2025 год

Стандарт Область применения Дата введения Примечание
ГОСТ 3189-2024 Система условных обозначений подшипников 01.01.2025 Заменил ГОСТ 3189-89
ГОСТ 520-2011 Общие технические условия, допуски 01.07.2012 Действующий
ISO 492:2014 Допуски радиальных подшипников 2014 Широко применяемая версия
ISO 492:2023 Допуски и геометрические характеристики 2023 Актуализированная версия
ISO 15:2017 Граничные размеры радиальных подшипников 2017 Международный

Структура обозначения подшипников

Полное обозначение подшипника состоит из базового обозначения и дополнительных знаков. Базовое обозначение включает информацию о типе подшипника, размерных сериях и диаметре отверстия. Дополнительные обозначения размещаются до базового (префиксы) или после него (суффиксы).

Базовое обозначение

Для большинства радиальных и радиально-упорных подшипников базовое обозначение состоит из трех, четырех или пяти цифр. Первый знак или первые несколько знаков обозначают тип подшипника. Следующие два знака определяют серию диаметров и серию ширин. Последние два знака указывают код размера, по которому определяется внутренний диаметр подшипника.

Определение внутреннего диаметра:

Для подшипников с кодом размера от 04 и выше: d = код размера × 5 мм

Например, код 07 соответствует диаметру 7 × 5 = 35 мм

Для подшипников с кодом 00, 01, 02, 03 размеры составляют 10, 12, 15 и 17 мм соответственно.

Расшифровка базового обозначения

Первый знак Тип подшипника
6 Шариковый радиальный однорядный
7 Шариковый радиально-упорный однорядный
N, NU, NJ Роликовый цилиндрический
2, 3 Роликовый сферический двухрядный
30000 Роликовый конический

Таблицы соответствия производителей

Различия в обозначениях подшипников разных производителей касаются в основном дополнительных характеристик. При подборе аналога необходимо учитывать соответствие не только базового обозначения, но и суффиксов, обозначающих уплотнения, зазоры и другие параметры.

Соответствие обозначений уплотнений

Тип уплотнения SKF FAG NSK NTN KOYO
Контактное резиновое уплотнение с двух сторон -2RS1 -2RSR -DDU -LLU -2RS
Контактное резиновое уплотнение с одной стороны -RS1 -RSR -DU -LU -RS
Бесконтактное резиновое уплотнение с двух сторон -2RZ -RSD -VV -LLB -2RU
Металлические защитные шайбы с двух сторон -2Z -2ZR -ZZ -ZZ -ZZ
Металлическая защитная шайба с одной стороны -Z -ZR -Z -Z -Z

Примечание: Контактные уплотнения обеспечивают лучшую защиту от загрязнений и влаги, но создают большее трение. Бесконтактные уплотнения подходят для высокоскоростных применений. Металлические защитные шайбы применяются при высоких температурах.

Соответствие обозначений радиальных зазоров

Группа зазора Характеристика ISO/SKF/FAG/NSK/NTN ГОСТ
C1 Меньше C2 C1 -
C2 Меньше нормального C2 6
CN (Normal) Нормальный Не обозначается Не обозначается
C3 Больше нормального C3 7
C4 Больше C3 C4 8
C5 Больше C4 C5 9

Расшифровка суффиксов уплотнений

Уплотнения подшипников играют критическую роль в защите от загрязнений и сохранении смазки. Различают контактные и бесконтактные уплотнения, каждое из которых имеет свои области применения.

Контактные уплотнения

Контактное уплотнение изготавливается из бутадиенакрилонитрильного каучука (NBR) и имеет непосредственный контакт с кольцом подшипника. Это обеспечивает высокую степень защиты от проникновения загрязнений и потери смазки. Однако контактные уплотнения создают дополнительное трение, что ограничивает максимальную скорость вращения и повышает рабочую температуру.

Обозначение Производитель Материал Особенности
RS1, 2RS1 SKF NBR, армированное Стандартное контактное уплотнение
RS2, 2RS2 SKF FPM (фторкаучук) Для повышенных температур до +200°C
RSL, 2RSL SKF, NTN NBR Низкое трение
RSR, 2RSR FAG NBR Стандартное контактное уплотнение
DDU, DD NSK NBR Стандартное контактное уплотнение
LLU, LL NTN NBR Стандартное контактное уплотнение

Бесконтактные уплотнения

Бесконтактные уплотнения не имеют физического контакта с кольцом подшипника, что значительно снижает трение и тепловыделение. Это позволяет достигать более высоких скоростей вращения. Однако степень защиты от загрязнений у бесконтактных уплотнений ниже, чем у контактных.

Металлические защитные шайбы

Металлические защитные шайбы (Z, ZZ) применяются в условиях высоких температур, где резиновые уплотнения могут разрушаться. Они обеспечивают минимальное трение, но степень защиты от загрязнений ниже, чем у резиновых уплотнений. Защитные шайбы являются бесконтактными элементами.

Классы точности подшипников

Класс точности подшипника определяет допустимые отклонения размеров, формы и расположения поверхностей. Стандарт ISO 492:2014 устанавливает пять основных классов точности: P0, P6, P5, P4 и P2. В 2023 году вышла обновленная версия ISO 492:2023 с актуализированными требованиями к геометрическим параметрам. Российский ГОСТ 520-2011 дополнительно включает промежуточный класс Т, а также более низкие классы 7 и 8.

Соответствие классов точности

ГОСТ 520-2011 ISO 492 ABEC Характеристика Применение
8 - - Пониженная точность Неответственные узлы
7 - - Пониженная точность Неответственные узлы
0 P0 ABEC 1 Нормальный Общее машиностроение, автомобили
6 P6 ABEC 3 Повышенный Электродвигатели, насосы
5 P5 ABEC 5 Высокий Станки, шпиндели
4 P4 ABEC 7 Прецизионный Высокоточные станки, медоборудование
Т - - Особо прецизионный Специальное прецизионное оборудование
2 P2 ABEC 9 Сверхпрецизионный Измерительные приборы, прецизионные шпиндели

Важно: В маркировке подшипников класс точности P0 обычно не указывается, так как является базовым. Для подшипников повышенной точности класс указывается в обозначении. Например, 6205 имеет класс P0, а 6-6205 или 6205 P6 имеет класс точности P6.

Особенности обозначения классов точности у производителей

Компания SKF использует комбинированные обозначения, сочетающие класс точности и радиальный зазор. Например, P63 означает класс точности P6 с зазором C3, P62 - класс P6 с зазором C2. FAG применяет стандартные обозначения ISO с дополнительными специальными классами P4S, P4A для специальных прецизионных подшипников. NSK использует обозначения P0, P6, P5, P4, P3, P2, где P3 является промежуточным между P4 и P2.

Радиальные зазоры

Радиальный зазор подшипника представляет собой величину радиального перемещения одного кольца относительно другого в неустановленном состоянии. Правильный выбор радиального зазора критически важен для обеспечения работоспособности подшипникового узла при различных условиях эксплуатации.

Выбор радиального зазора

Выбор радиального зазора зависит от рабочей температуры, типа посадки и условий нагружения. При нагреве подшипника радиальный зазор уменьшается за счет температурного расширения колец и вала. При тугой посадке внутреннего кольца на вал зазор также уменьшается. Для компенсации этих эффектов применяют подшипники с увеличенным радиальным зазором.

Условия эксплуатации Рекомендуемый зазор Обоснование
Нормальные условия, температура до +70°C CN (нормальный) Стандартный зазор для большинства применений
Повышенная температура +70...+100°C C3 Компенсация температурного расширения
Высокая температура +100...+150°C C4 Значительная компенсация расширения
Тугая посадка внутреннего кольца C3 Компенсация уменьшения зазора при посадке
Прецизионные применения C2 или CN Минимизация радиального биения
Высокие скорости C3 или C4 Учет теплового расширения при вращении

Практический пример расчета зазора:

Подшипник 6206 установлен с натягом на вал 0,03 мм при рабочей температуре +80°C. Уменьшение зазора от натяга составляет приблизительно 0,7 × натяг = 0,7 × 0,03 = 0,021 мм. Температурное расширение дополнительно уменьшает зазор на 0,01-0,015 мм. Суммарное уменьшение зазора: 0,021 + 0,013 = 0,034 мм. Для компенсации рекомендуется применение подшипника с зазором C3.

Особенности маркировки производителей

SKF (Швеция)

Компания SKF является крупнейшим производителем подшипников в мире и разработчиком международной системы обозначений. Полное обозначение подшипника SKF может включать до одиннадцати позиций, состоящих из префиксов, базового обозначения и суффиксов различных групп.

Пример обозначения SKF:

W 6205-2RS1/C3

  • W - префикс, подшипник из нержавеющей стали
  • 6205 - базовое обозначение
  • -2RS1 - контактные уплотнения из NBR с двух сторон
  • /C3 - увеличенный радиальный зазор

FAG (Германия)

FAG входит в состав концерна Schaeffler Group и использует систему обозначений, близкую к ISO. Особенностью маркировки FAG является обозначение типа сепаратора и специальные суффиксы для высокоточных подшипников.

Суффикс FAG Значение
M Массивный латунный сепаратор
P Сепаратор из листовой стали
MP Сепаратор из латуни, направляемый по роликам
RSD Бесконтактное резиновое уплотнение
S Стабилизация для работы до +150°C

NSK (Япония)

NSK является вторым по величине производителем подшипников в мире. Характерной особенностью маркировки NSK является обозначение уплотнений DDU (контактное резиновое двустороннее) и VV (бесконтактное резиновое двустороннее).

NTN (Япония)

NTN использует обозначения LLU для контактных уплотнений и LLB для бесконтактных. Компания применяет специальные суффиксы для подшипников с повышенными характеристиками, такие как TM (увеличенный ресурс) и TS2, TS3, TS4 для различных температурных диапазонов.

KOYO (Япония)

С апреля 2022 года компания KOYO переименована в JTEKT. Маркировка включает стандартные обозначения ISO с некоторыми особенностями в обозначении сепараторов и уплотнений. В обозначении легкой серии подшипников 618xx и 619xx японские производители, включая KOYO, часто опускают первую цифру 1. Например, подшипник 61809 у SKF соответствует обозначению 6809 у KOYO.

Практические примеры подбора аналогов

Пример 1: Подбор аналога радиального шарикового подшипника

Исходный подшипник: SKF 6206-2RS1/C3

Расшифровка:

  • 6206 - шариковый радиальный однорядный, d=30 мм, D=62 мм, B=16 мм
  • 2RS1 - контактные резиновые уплотнения с двух сторон
  • C3 - увеличенный радиальный зазор

Аналоги:

  • FAG: 6206-2RSR-C3
  • NSK: 6206-DDU-C3
  • NTN: 6206-LLU/C3
  • KOYO: 6206-2RS-C3
  • ГОСТ: 180206С3 (где 1 - одно уплотнение с каждой стороны, 8 - контактное резиновое, 0 - класс точности 0, 206 - базовое обозначение, С3 - зазор)

Пример 2: Подбор аналога с металлическими защитными шайбами

Исходный подшипник: FAG 6305-2ZR

Расшифровка:

  • 6305 - шариковый радиальный однорядный, d=25 мм, D=62 мм, B=17 мм
  • 2ZR - металлические защитные шайбы с двух сторон

Аналоги:

  • SKF: 6305-2Z
  • NSK: 6305-ZZ
  • NTN: 6305-ZZ
  • KOYO: 6305-ZZ
  • ГОСТ: 50305 (где 5 - металлическая шайба с каждой стороны, 0 - класс точности, 305 - базовое обозначение)

Пример 3: Подбор прецизионного подшипника

Исходный подшипник: NSK 6007-VV-C3-P5

Расшифровка:

  • 6007 - шариковый радиальный однорядный, d=35 мм, D=62 мм, B=14 мм
  • VV - бесконтактные резиновые уплотнения с двух сторон
  • C3 - увеличенный радиальный зазор
  • P5 - класс точности высокий

Аналоги:

  • SKF: 6007-2RZ/C3, класс точности указывается отдельно как P5
  • FAG: 6007-RSD-C3, класс точности указывается как P5
  • NTN: 6007-LLB/C3/P5
  • ГОСТ: 5-7007С3 (где 5 - класс точности, 7 - зазор C3, 007 - базовое обозначение, металлические шайбы - ближайший аналог по уплотнениям)

Критические моменты при подборе аналога:

  • Точное соответствие габаритных размеров (d, D, B)
  • Соответствие типа уплотнения условиям эксплуатации
  • Соответствие радиального зазора рабочей температуре и посадке
  • Соответствие класса точности требованиям к биению и скорости
  • Учет материала сепаратора для высокоскоростных применений

Выбор подшипников в каталоге

Для правильного подбора аналогов и замены подшипников рекомендуется ознакомиться с полным ассортиментом подшипниковой продукции. В зависимости от условий эксплуатации и технических требований могут потребоваться шариковые подшипники различных серий или роликовые подшипники с увеличенной грузоподъемностью. При работе в условиях повышенных температур следует рассмотреть высокотемпературные подшипники, а для низкотемпературных применений доступны низкотемпературные подшипники со специальными смазками и материалами.

Продукция ведущих мировых производителей представлена широким ассортиментом: подшипники NSK, подшипники KOYO, подшипники NTN, подшипники TIMKEN, подшипники NACHI и подшипники NKE. Для агрессивных сред и пищевой промышленности рекомендуются подшипники из нержавеющей стали. В специфических применениях используются игольчатые подшипники для ограниченного радиального пространства, корпусные подшипники для быстрого монтажа и подшипники скольжения для тяжелых нагрузок при низких скоростях. Полный каталог продукции доступен в разделе подшипники.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли заменить подшипник с обозначением 6205 2RS одного производителя на точно такой же другого производителя?

Да, базовое обозначение 6205 идентично у всех производителей и соответствует одним и тем же габаритным размерам: d=25 мм, D=52 мм, B=15 мм. Однако необходимо учитывать различия в обозначении уплотнений. Суффикс 2RS у разных производителей может обозначаться по-разному: 2RS1 у SKF, 2RSR у FAG, DDU у NSK, LLU у NTN, 2RS у KOYO. Все эти обозначения соответствуют контактным резиновым уплотнениям с двух сторон и являются взаимозаменяемыми при одинаковом радиальном зазоре.

Что означает обозначение C3 в маркировке подшипника и когда его необходимо применять?

Обозначение C3 указывает на увеличенный радиальный зазор подшипника по сравнению с нормальным. Применение подшипников с зазором C3 необходимо в следующих случаях: при рабочей температуре выше +70°C для компенсации температурного расширения колец, при тугой посадке внутреннего кольца на вал с натягом, при высоких скоростях вращения, когда происходит значительный нагрев подшипника. В этих условиях нормальный радиальный зазор может уменьшиться до нуля, что приведет к преднатягу, перегреву и выходу подшипника из строя.

В чем разница между контактными уплотнениями 2RS и бесконтактными 2Z?

Контактные уплотнения (2RS, DDU, LLU) изготавливаются из резины и имеют непосредственный контакт с кольцом подшипника. Они обеспечивают максимальную защиту от проникновения загрязнений и потери смазки, но создают дополнительное трение, что ограничивает максимальную скорость вращения и повышает температуру. Бесконтактные металлические защитные шайбы (2Z, ZZ) не имеют контакта с кольцом, обеспечивают минимальное трение и подходят для высокоскоростных применений и работы при высоких температурах выше +150°C, где резиновые уплотнения разрушаются. Однако степень защиты от загрязнений у металлических шайб значительно ниже.

Как определить класс точности подшипника, если маркировка на нем стерлась?

Если маркировка стерлась, можно попытаться определить класс точности по косвенным признакам. Во-первых, необходимо измерить радиальное биение наружного кольца с помощью индикатора часового типа при вращении подшипника. Для класса P0 допустимое биение составляет 10-15 мкм, для P6 - 6-10 мкм, для P5 - 4-6 мкм, для P4 - 2-4 мкм. Во-вторых, можно определить класс по применению: если подшипник установлен в обычном электродвигателе или редукторе общего назначения, скорее всего это класс P0 или P6. Для станочных шпинделей характерны классы P5 и P4. Точное определение возможно только путем измерения всех параметров согласно ГОСТ 520-2011 или ISO 492:2014.

Почему в обозначении японских подшипников 6809 отсутствует первая цифра 1 по сравнению с европейскими 61809?

Это особенность маркировки японских производителей (NSK, NTN, KOYO) для подшипников легкой серии 618xx и 619xx. Японские производители традиционно опускают первую цифру 1 в обозначении этих серий для краткости. Таким образом, подшипник 61809 у европейских производителей (SKF, FAG) соответствует обозначению 6809 у японских производителей. Это полностью идентичные подшипники с одинаковыми габаритными размерами. Данное различие касается только легких серий диаметров 618 и 619, для остальных серий обозначения совпадают.

Какой подшипник выбрать для работы при температуре +120°C: с обычными уплотнениями RS1 или с металлическими шайбами Z?

Для работы при температуре +120°C рекомендуется использовать подшипники с металлическими защитными шайбами (Z, ZZ) или специальные высокотемпературные уплотнения. Стандартные контактные уплотнения из NBR каучука (RS1, 2RS1) рассчитаны на максимальную температуру до +100°C, при +120°C они будут быстро разрушаться. Альтернативным решением являются уплотнения из фторкаучука FPM (обозначение RS2, 2RS2 у SKF), которые выдерживают температуру до +200°C. Также необходимо применять подшипники с увеличенным радиальным зазором C3 или C4 для компенсации температурного расширения и термостабилизированную смазку.

Что означает обозначение P63 у подшипников SKF?

Обозначение P63 у подшипников SKF является комбинированным и означает класс точности P6 с увеличенным радиальным зазором C3. SKF использует такую систему комбинированных обозначений для упрощения маркировки. Аналогично P62 означает класс P6 с уменьшенным зазором C2, P52 - класс P5 с зазором C2, P53 - класс P5 с зазором C3. Это удобно для спецификации подшипников, так как в одном обозначении указываются сразу два важных параметра. У других производителей класс точности и радиальный зазор указываются раздельно, например FAG использует обозначение 6205-C3-P6.

Как отличить подлинный подшипник SKF от подделки по маркировке?

Маркировка на подлинных подшипниках SKF выполняется лазерной гравировкой с высокой четкостью и равномерной глубиной символов. Буквы и цифры имеют строго определенный шрифт и размер. На торце кольца должен присутствовать логотип SKF и страна производства. Упаковка содержит голограмму с защитными элементами, уникальный серийный номер и QR-код для проверки подлинности на официальном сайте SKF. Аналогичные системы защиты применяют NSK, FAG, NTN и KOYO. Подделки обычно имеют нечеткую маркировку, неровные символы, отсутствие или примитивное исполнение защитных элементов на упаковке. Рекомендуется приобретать подшипники только у официальных дистрибьюторов с предоставлением сертификатов соответствия.

Можно ли заменить подшипник ГОСТ на импортный аналог и как правильно подобрать соответствие?

Да, замена подшипников ГОСТ на импортные аналоги возможна, но требует внимательного подбора. Необходимо учитывать, что одинаковые цифровые обозначения могут соответствовать разным типам подшипников. Например, 7205 по ГОСТ - это конический роликовый подшипник, а 7205 по ISO (SKF, FAG, NSK) - шариковый радиально-упорный. Для правильного подбора необходимо: определить тип подшипника по ГОСТ (шариковый радиальный, конический роликовый и т.д.), найти соответствующий тип в международной системе, проверить габаритные размеры по справочникам, подобрать соответствующие суффиксы для уплотнений и зазоров. Рекомендуется использовать специализированные каталоги производителей или консультироваться со специалистами.

Какая разница между подшипниками серий 62xx и 63xx при одинаковом внутреннем диаметре?

Подшипники серий 62xx и 63xx различаются серией диаметров, то есть соотношением наружного диаметра и ширины подшипника при одинаковом внутреннем диаметре. Серия 62xx (серия диаметров 02) имеет средние габариты, серия 63xx (серия диаметров 03) - более крупные габариты с большим наружным диаметром и шириной. Например, подшипник 6205 имеет размеры d=25, D=52, B=15 мм, а подшипник 6305 имеет d=25, D=62, B=17 мм. Подшипники серии 63xx обладают большей грузоподъемностью благодаря большим размерам тел качения и дорожек качения, но требуют больше места для установки. Выбор серии определяется действующими нагрузками и доступным пространством в конструкции узла.

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно информационный и ознакомительный характер. Информация предназначена для технических специалистов и инженеров в качестве справочного материала. Автор не несет ответственности за возможные ошибки при подборе подшипников, неправильную эксплуатацию или любые последствия, возникшие в результате использования информации из данной статьи. Все технические решения должны приниматься квалифицированными специалистами с учетом конкретных условий эксплуатации и требований к оборудованию. Перед принятием решений рекомендуется проверять актуальность информации в официальных каталогах производителей и действующих стандартах.

ИСТОЧНИКИ:

  1. ГОСТ 3189-2024 "Подшипники качения. Система условных обозначений" (введен в действие с 01.01.2025, заменил ГОСТ 3189-89)
  2. ГОСТ 520-2011 "Подшипники качения. Общие технические условия" (действующий стандарт)
  3. ISO 492:2014 "Rolling bearings - Radial bearings - Tolerances" (широко применяемый международный стандарт)
  4. ISO 492:2023 "Rolling bearings - Radial bearings - Geometrical product specifications and tolerance values" (актуализированная версия стандарта)
  5. ISO 15:2017 "Rolling bearings - Radial bearings - Boundary dimensions, general plan" (международный стандарт размеров)
  6. ГОСТ 21810-2017 "Подшипники качения. Радиальный внутренний зазор" (действующий стандарт)
  7. Техническая документация SKF Group "General Catalogue 2024" (официальный каталог производителя)
  8. Техническая документация Schaeffler Group (FAG, INA) "Rolling Bearings Catalogue 2024" (официальная документация)
  9. Техническая документация NSK "Rolling Bearings Technical Reference Guide 2024" (официальное техническое руководство)
  10. Техническая документация NTN "Ball & Roller Bearings Catalogue 2024" (официальный каталог производителя)
  11. ГОСТ 8338-2022 "Подшипники качения. Подшипники шариковые радиальные однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации" (действующий)

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.