Меню

Бульдозеры: тяговый класс 6-35 тонн и усилие подпора отвала

  • 06.12.2025
  • Познавательное
Таблица 1. Тяговый класс гусеничных бульдозеров и номинальная мощность двигателя
Тяговый класс, тс (тонн-сила) Тяговый класс, кН Номинальная мощность двигателя, кВт Номинальная мощность двигателя, л.с. Эксплуатационная масса, т Примеры моделей
6 60 95–110 130–150 12–15 Т-130, бульдозеры класса 6 тс
10 100 125–132 170–180 15–17 Т-170, ДЗ-171, Б10М
15 150 154–184 210–250 20–28 ДЭТ-250, бульдозеры класса 15 тс
25 250 298–328 405–446 41–51 ЧЕТРА Т25, ДЗ-25
35 350 360–412 490–560 53–63 ЧЕТРА Т35, ДЭТ-400
Примечание: Тяговое усилие промышленных тракторов определяется на сухом песке согласно ГОСТ ISO 6747-2018. Класс трактора 10 тс означает способность развивать тяговое усилие 100 кН (10 тонн-сила) на стерне колосовых при буксовании не более 3%. Мощность двигателя указана в киловаттах (кВт) и лошадиных силах (л.с.) при номинальных оборотах 1700–1900 об/мин. Данные по современным моделям ЧЕТРА приведены для эксплуатационной мощности двигателя.
Таблица 2. Усилие подпора отвала бульдозеров различных тяговых классов
Тяговый класс, тс Усилие подпора отвала, кН Усилие подпора отвала, тс Давление в гидросистеме, МПа Диаметр гидроцилиндров, мм Применение по группам грунта
6 100–120 10–12 16–18 125–140 Группы I–II (песок, супесь, легкие суглинки)
10 150–180 15–18 16–20 140–160 Группы I–III (суглинки, средняя глина)
15 250–300 25–30 18–20 180–200 Группы I–IV (тяжелая глина, разрыхленная скала)
25 400–480 40–48 20–22 200–220 Группы II–V (скальные породы с рыхлителем)
35 500–600 50–60 20–25 220–250 Группы III–VI (скальные породы, горные работы)
Примечание: Усилие подпора отвала определяет способность машины заглубляться в грунт и преодолевать сопротивление резанию. Современные гусеничные бульдозеры оснащаются гидравлическими системами с рабочим давлением до 20–25 МПа, что обеспечивает эффективное заглубление отвала на глубину 400–800 мм в зависимости от класса машины. Группы грунтов по трудности разработки определяются согласно ГЭСН-2001-01 и ФЕР-2001-01.
Таблица 3. Ширина отвала и высота подъема для различных классов бульдозеров
Тяговый класс, тс Ширина отвала, м Высота отвала, м Высота подъема (по нижней кромке), м Заглубление отвала, мм Объем перемещаемого грунта за цикл, м³
6 3.0–3.3 1.0–1.2 0.8–1.0 350–440 1.8–2.2
10 3.3–3.7 1.2–1.4 1.0–1.2 400–500 2.2–2.8
15 3.7–4.0 1.4–1.6 1.2–1.4 500–600 3.0–3.8
25 4.2–4.5 1.8–2.1 1.4–1.6 600–750 4.5–5.5
35 4.5–5.0 2.1–2.3 1.6–1.8 700–800 6.0–7.5
Примечание: Геометрические параметры отвала бульдозера определяют объем призмы волочения грунта перед отвалом. Ширина отвала варьируется от 3.0 м для легких машин до 5.0 м для тяжелых карьерных бульдозеров. Высота подъема отвала измеряется от опорной поверхности до нижней кромки ножа в верхнем положении. Заглубление отвала обеспечивается гидроцилиндрами подъема-опускания при принудительном заглублении в грунт.
Таблица 4. Производительность гусеничных бульдозеров при планировке грунтов I–II групп
Тяговый класс, тс Техническая производительность при разработке грунта, м³/ч Эксплуатационная производительность при планировке, м²/ч Дальность перемещения, м Толщина срезаемой стружки, мм Расход топлива, л/ч
6 40–65 1200–1600 50–80 200–400 18–22
10 65–95 1600–2200 60–100 250–450 25–32
15 100–150 2200–3000 80–120 300–500 35–45
25 200–300 3500–4800 100–150 400–600 55–75
35 300–400 5000–6500 120–200 500–700 80–105
Примечание: Производительность бульдозера зависит от группы грунта по трудности разработки, дальности перемещения, уклона местности и квалификации машиниста. При разработке грунта производительность выражается в м³/ч, при планировке поверхности в м²/ч. Техническая производительность определяется при непрерывной работе, эксплуатационная учитывает организационные перерывы (коэффициент использования рабочего времени 0.7–0.85). Расход топлива указан для режима с нагрузкой 70–80% от номинальной.

Области применения гусеничных бульдозеров в землеройных работах

Гусеничные бульдозеры представляют собой самоходные землеройные машины на базе промышленных тракторов с навесным рабочим органом в виде отвала. Согласно ГОСТ ISO 6747-2018, бульдозеры предназначены для послойного копания, планировки и перемещения грунтов, полезных ископаемых и дорожно-строительных материалов на расстояние от десяти до двухсот метров при строительстве автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, объектов промышленного и гражданского назначения.

Основными видами работ, выполняемыми бульдозерами, являются разработка выемок и котлованов с перемещением грунта в насыпи, планировка оснований дорожного полотна и площадей строительных объектов, зачистка откосов и террас, обратная засыпка траншей и пазух фундаментов, разравнивание грунта на отвалах. В зимний период бульдозеры применяются для очистки территорий от снега и устройства снегозадерживающих валов на сельскохозяйственных полях.

Преимущественное распространение получили гусеничные бульдозеры, обладающие высокими тяговыми усилиями и проходимостью на слабонесущих грунтах за счет удельного давления на опорную поверхность от ноль целых девять до одной целой и двух десятых килограмм-силы на квадратный сантиметр. Тракторы с гусеничным движителем обеспечивают буксование не более трех процентов на связных грунтах нормальной влажности и плотности, что позволяет эффективно использовать мощность двигателя для преодоления сопротивления грунта резанию.

Важно для специалистов

Выбор типа и класса бульдозера определяется группой разрабатываемого грунта по трудности разработки, объемом земляных работ, рельефом местности и климатическими условиями эксплуатации. Для грунтов первой-второй группы применяются бульдозеры тягового класса шесть-десять тонн-сила, для грунтов третьей-четвертой группы рекомендуются машины класса пятнадцать-двадцать пять тонн-сила.

↑ Вернуться к оглавлению

Классификация бульдозеров по тяговому классу

Тяговый класс является основным техническим показателем бульдозера, характеризующим его тяговые возможности при выполнении землеройных работ. Согласно ГОСТ 29194-91, тяговый класс промышленного трактора определяется наибольшим тяговым усилием в тоннах-силах, которое развивает машина на сухом песке при буксовании не более трех процентов для гусеничных тракторов.

На дорожно-строительных работах преимущественное распространение имеют бульдозеры на базе тракторов тяговых классов три, четыре, шесть, десять, пятнадцать, двадцать пять и тридцать пять тонн-сила. Для обозначения тягового усилия в системе единиц СИ применяются килоньютоны: класс десять тонн-сила соответствует ста килоньютонам. Тяговое усилие различно при разных скоростях движения машины, классифицирующее значение рассчитывается при рабочем диапазоне скоростей от семи до девяти километров в час.

Распределение бульдозеров по весовым категориям

К легким бульдозерам относятся машины тягового класса от ноль целых и шести десятых до четырех тонн-сила с номинальной мощностью двигателя от тридцати семи до девяноста шести киловатт. Средние бульдозеры соответствуют тяговому классу от шести до пятнадцати тонн-сила с мощностью силового агрегата от ста трех до ста пятидесяти четырех киловатт. Тяжелые бульдозеры имеют тяговый класс от двадцати пяти до тридцати пяти тонн-сила при мощности двигателя от двухсот девяноста восьми до четырехсот двенадцати киловатт.

Сверхтяжелые карьерные бульдозеры класса свыше тридцати пяти тонн-сила оснащаются двигателями мощностью пятьсот десять киловатт и более, эксплуатационная масса таких машин достигает ста пятидесяти пяти тонн. Данные машины применяются при разработке скальных горных пород в карьерах, на вскрышных работах при добыче полезных ископаемых, при строительстве гидротехнических сооружений и крупных транспортных магистралей.

Обратите внимание

Тяговый класс промышленного трактора всегда выше класса того же трактора в сельскохозяйственном исполнении, так как тяговое усилие определяется на сухом песке, а не на стерне колосовых. Например, трактор класса десять тонн-сила для промышленности соответствует классу восемь тонн-сила в сельскохозяйственной классификации.

↑ Вернуться к оглавлению

Номинальная мощность двигателя и тяговые характеристики

Номинальная мощность двигателя бульдозера определяет его способность преодолевать сопротивление грунта при резании и перемещении призмы волочения. Современные гусеничные бульдозеры оснащаются четырехтактными дизельными двигателями с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, развивающими мощность от ста двадцати пяти до шестисот трех киловатт при номинальных оборотах коленчатого вала от тысячи семисот до тысячи девятисот оборотов в минуту.

Силовые установки бульдозеров различных классов

Бульдозеры тягового класса десять тонн-сила, такие как трактор Т-170 производства Челябинского тракторного завода, комплектуются дизельными двигателями Д-160 или Д-180 мощностью сто двадцать пять киловатт при рабочем объеме одиннадцать целых и пятнадцать сотых литра. Двигатель Д-180 является многотопливным и способен работать на дизельном топливе, керосине и газовом конденсате, что обеспечивает универсальность применения машины в различных регионах.

Тяжелые бульдозеры класса двадцать пять тонн-сила оснащаются двигателями мощностью от двухсот девяноста восьми до трехсот двадцати восьми киловатт. Современные модели ЧЕТРА Т25 оборудуются дизельными двигателями ЯМЗ-8501.10 или Cummins QSX15 с рабочим объемом от пятнадцати до двадцати шести литров, развивающими эксплуатационную мощность до трехсот восьми киловатт при номинальных оборотах тысяча семьсот оборотов в минуту. Удельный расход топлива современных дизелей с электронным управлением составляет от ста восьмидесяти до двухсот двадцати граммов на киловатт-час.

Трансмиссия и механизмы поворота

Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам гусеничных бульдозеров осуществляется через гидромеханическую или механическую трансмиссию. Гидромеханическая трансмиссия включает гидротрансформатор с коэффициентом трансформации от двух целых и пяти десятых до трех целых и нуля десятых, многоступенчатую коробку передач планетарного типа с числом передач от шести до восьми вперед и от трех до четырех назад, бортовые фрикционы и ленточные тормоза для осуществления поворота.

Применение гидротрансформатора позволяет автоматически изменять тяговое усилие в зависимости от нагрузки на отвал без переключения передач, что повышает производительность машины и ресурс трансмиссии. Коробка передач обеспечивает получение рабочих скоростей от двух до пятнадцати километров в час при движении вперед и от четырех до двенадцати километров в час при движении назад. Управление поворотом и торможением осуществляется рычагами или педалями из кабины машиниста.

↑ Вернуться к оглавлению

Усилие подпора отвала и гидравлическая система управления

Усилие подпора отвала является важнейшей характеристикой бульдозера, определяющей его способность заглубляться в грунт и преодолевать сопротивление резанию при разработке тяжелых грунтов. Величина усилия подпора зависит от тягового класса машины, рабочего давления в гидравлической системе и диаметра силовых гидроцилиндров управления отвалом.

Гидравлическое управление рабочим органом

Современные гусеничные бульдозеры оснащаются раздельно-агрегатной гидравлической системой с рабочим давлением от шестнадцати до двадцати пяти мегапаскалей. Гидросистема включает два или три шестеренчатых насоса общей производительностью от двухсот до четырехсот тридцати литров в минуту при оборотах двигателя тысяча семьсот оборотов в минуту, золотниковые распределители для управления гидроцилиндрами подъема, перекоса и поворота отвала, фильтры тонкой очистки рабочей жидкости и теплообменник для охлаждения масла.

Подъем и опускание отвала бульдозера осуществляется двумя силовыми гидроцилиндрами двустороннего действия с диаметром поршня от ста сорока до двухсот пятидесяти миллиметров и ходом штока от восьмисот до тысячи четырехсот миллиметров. Гидроцилиндры шарнирно соединены с рамой трактора и толкающей рамой отвала, обеспечивая подъем рабочего органа на высоту от восьмисот до тысячи восьмисот миллиметров по нижней кромке ножа и заглубление на глубину от трехсот пятидесяти до восьмисот миллиметров ниже опорной поверхности гусениц.

Расчет усилия подпора отвала

Усилие подпора отвала определяется по формуле: усилие равно произведению рабочего давления в гидросистеме на суммарную площадь поршней гидроцилиндров подъема-опускания. Для бульдозера класса десять тонн-сила с двумя гидроцилиндрами диаметром сто шестьдесят миллиметров и рабочим давлением восемнадцать мегапаскалей усилие подпора составляет: два умножить на три целых четырнадцать сотых умножить на ноль целых ноль восемь метра в квадрате делить на четыре умножить на восемнадцать мегапаскалей равно примерно триста шестьдесят килоньютон или тридцать шесть тонн-сила.

Фактическое усилие подпора отвала в грунте зависит от угла резания ножа, который составляет от пятидесяти пяти до семидесяти градусов к горизонтали, и коэффициента сцепления гусениц с опорной поверхностью. При работе на подъеме усилие заглубления увеличивается за счет составляющей силы тяжести машины, при работе на спуске усилие заглубления уменьшается, что требует применения принудительного заглубления отвала гидроцилиндрами.

Для проектировщиков

При выборе бульдозера для разработки грунтов четвертой-пятой группы по трудности разработки необходимо учитывать усилие подпора отвала не менее четырехсот килоньютон, что обеспечивается бульдозерами тягового класса двадцать пять-тридцать пять тонн-сила с рабочим давлением в гидросистеме двадцать-двадцать пять мегапаскалей. Для грунтов первой-третьей группы достаточно усилия подпора от ста пятидесяти до трехсот килоньютон.

↑ Вернуться к оглавлению

Геометрические параметры отвала бульдозера

Геометрические размеры отвала бульдозера определяют объем призмы волочения грунта перед рабочим органом и производительность машины при выполнении землеройных работ. Основными параметрами отвала являются ширина, высота по хорде, радиус кривизны в вертикальной плоскости, угол резания и угол установки в плане для поворотных отвалов.

Ширина и высота отвала

Ширина отвала бульдозера варьируется от трех до пяти метров в зависимости от тягового класса базового трактора. Бульдозеры класса шесть тонн-сила оснащаются отвалами шириной от трех до трех целых и трех десятых метра, машины класса десять тонн-сила имеют отвал шириной три целых три десятых до трех целых семи десятых метра. Тяжелые бульдозеры класса двадцать пять тонн-сила комплектуются отвалами шириной от четырех целых двух десятых до четырех целых пяти десятых метра, карьерные бульдозеры класса тридцать пять тонн-сила могут иметь отвалы шириной до пяти метров.

Высота отвала по хорде измеряется от нижней кромки ножа до верхней кромки отвального листа и составляет от одного до двух целых трех десятых метра для различных классов машин. На отвале может устанавливаться козырек высотой двести-триста миллиметров, препятствующий пересыпанию грунта через верхнюю кромку при подъеме отвала и движении машины на подъем. С учетом козырька общая высота отвала бульдозера класса двадцать пять тонн-сила достигает двух целых одной десятой метра.

Профиль и форма отвала

В вертикальной плоскости отвал бульдозера имеет криволинейный профиль с радиусом кривизны от полутора до двух с половиной метров, что обеспечивает лучшее удержание грунта перед отвалом и снижает потери при перемещении. Угол резания ножа отвала составляет от пятидесяти пяти до семидесяти градусов к горизонтали и может регулироваться изменением положения отвала относительно толкающей рамы.

По форме в горизонтальной плоскости различают прямые, полусферические и сферические отвалы. Прямой отвал установлен перпендикулярно продольной оси трактора и применяется для разработки плотных и мерзлых грунтов. Полусферический отвал имеет выступающие вперед боковые части на ширину боковых ножей и используется для разработки грунтов средней плотности. Сферический отвал с загнутыми вперед боковыми элементами обеспечивает лучшее удержание сыпучих материалов.

Высота подъема и заглубление отвала

Высота подъема отвала измеряется от опорной поверхности гусениц до нижней кромки ножа в верхнем транспортном положении и составляет от восьмисот миллиметров для бульдозеров класса шесть тонн-сила до тысячи восьмисот миллиметров для машин класса тридцать пять тонн-сила. Данный параметр определяет возможность транспортирования бульдозера по дорогам общего пользования и проезда под мостами и путепроводами.

Максимальное заглубление отвала ниже опорной поверхности составляет от трехсот пятидесяти до восьмисот миллиметров и обеспечивается принудительным опусканием отвала гидроцилиндрами при разработке плотных грунтов. Рабочее заглубление при резании грунта обычно не превышает четырехсот-пятисот миллиметров и зависит от группы грунта по трудности разработки, влажности и сопротивления резанию.

↑ Вернуться к оглавлению

Производительность бульдозеров при планировке грунтов

Производительность бульдозера является основным показателем эффективности использования машины при выполнении землеройных работ и выражается в кубических метрах грунта в час при разработке или в квадратных метрах в час при планировке поверхности. Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность бульдозера.

Техническая производительность при разработке грунта

Техническая производительность бульдозера при разработке и перемещении грунта определяется по формуле: производительность в кубических метрах в час равна произведению объема призмы волочения на число циклов в час, умноженному на коэффициенты потерь грунта, уклона местности, разрыхления и использования рабочего времени. Объем призмы волочения рассчитывается как произведение ширины отвала на квадрат высоты отвала, умноженное на котангенс угла естественного откоса и деленное на удвоенный коэффициент разрыхления.

Для бульдозера класса десять тонн-сила с отвалом шириной три целых пять десятых метра и высотой одна целых три десятых метра объем призмы волочения составляет: три целых пять десятых умножить на одна целых три десятых в квадрате умножить на одна целых семьдесят три сотых деленное на два умножить на одна целых двадцать сотых равно примерно две целых шесть десятых кубических метра в плотном теле. Число циклов в час определяется продолжительностью одного цикла, включающего резание и набор грунта, перемещение к месту отсыпки, разгрузку и холостой ход.

Эксплуатационная производительность при планировке

При планировочных работах техническую производительность бульдозера определяют по протяженности полосы планировки, ширине отвала и числу проходов. Производительность в квадратных метрах в час рассчитывается как произведение длины планируемого участка на ширину отвала, умноженное на коэффициент перекрытия проходов и деленное на продолжительность одного прохода в секундах, умноженную на число проходов.

Эксплуатационная производительность учитывает организационные и технологические перерывы в работе машины, регламентированные отдыхом машиниста, техническим обслуживанием и случайными простоями. Коэффициент использования рабочего времени принимается от ноль целых семь десятых до ноль целых восемьдесят пять сотых в зависимости от организации работ и условий эксплуатации. Эксплуатационная производительность составляет семьдесят-восемьдесят пять процентов от технической производительности.

Факторы, влияющие на производительность

На производительность бульдозера существенно влияют физические свойства грунта, включая гранулометрический состав, плотность, влажность, прочность и коэффициент разрыхления. Грунты первой-второй группы по трудности разработки с коэффициентом разрыхления одна целых десять сотых до одна целых двадцать сотых обеспечивают более высокую производительность по сравнению с грунтами третьей-четвертой группы с коэффициентом разрыхления одна целых двадцать пять сотых до одна целых пятьдесят сотых.

Дальность перемещения грунта является важным фактором производительности: рациональная дальность для бульдозеров составляет от пятидесяти до ста метров, при увеличении расстояния свыше ста двадцати метров производительность резко снижается за счет потерь грунта в боковые валики и увеличения времени цикла. Уклон местности влияет на производительность через коэффициент уклона: при работе под уклон производительность повышается на десять-пятнадцать процентов, при работе на подъем снижается на двадцать-тридцать процентов.

↑ Вернуться к оглавлению

Расход топлива и техническое обслуживание

Расход топлива гусеничных бульдозеров зависит от мощности двигателя, режима нагрузки, группы грунта по трудности разработки и условий эксплуатации. Часовой расход дизельного топлива при работе с нагрузкой семьдесят-восемьдесят процентов от номинальной составляет от восемнадцати до ста пяти литров в час для бульдозеров различных тяговых классов.

Нормы расхода топлива

Бульдозеры класса шесть тонн-сила с двигателем мощностью девяносто пять-сто десять киловатт расходуют восемнадцать-двадцать два литра дизельного топлива в час при выполнении землеройных работ средней интенсивности. Машины класса десять тонн-сила с мощностью двигателя сто двадцать пять-сто тридцать два киловатта имеют часовой расход от двадцати пяти до тридцати двух литров. Тяжелые бульдозеры класса двадцать пять тонн-сила с двигателями мощностью двести девяносто восемь-триста двадцать восемь киловатт расходуют от пятидесяти пяти до семидесяти пяти литров топлива в час.

Удельный расход топлива на единицу перемещенного грунта зависит от производительности машины и составляет от ноль целых три десятых до ноль целых шесть десятых литра на кубический метр для бульдозеров класса десять-двадцать пять тонн-сила при работе на грунтах первой-третьей группы на расстояние до ста метров. При увеличении дальности перемещения свыше ста двадцати метров удельный расход возрастает на двадцать-тридцать процентов.

Техническое обслуживание бульдозеров

Система технического обслуживания гусеничных бульдозеров включает ежесменное техническое обслуживание, периодические технические обслуживания номер один и номер два, сезонное обслуживание и текущий ремонт. Ежесменное обслуживание выполняется машинистом ежедневно перед началом работы и включает проверку уровней масла и охлаждающей жидкости, состояния гусениц и натяжения, осмотр гидроцилиндров и маслопроводов.

Первое периодическое техническое обслуживание проводится через каждые пятьдесят-шестьдесят моточасов работы и включает замену масла в двигателе, очистку фильтров, проверку натяжения гусениц и регулировку механизмов управления. Второе периодическое техническое обслуживание выполняется через двести пятьдесят-триста моточасов с заменой масла в трансмиссии и гидросистеме, проверкой состояния подшипников опорных катков, ревизией тормозов и механизмов поворота.

Важно для эксплуатации

Ресурс до первого капитального ремонта современных гусеничных бульдозеров составляет от восьми до двенадцати тысяч моточасов при соблюдении регламента технического обслуживания и правильной эксплуатации. Наибольший износ испытывают гусеничные цепи, башмаки, опорные катки и зубья режущих ножей отвала, требующие периодической замены через каждые три-пять тысяч моточасов работы.

↑ Вернуться к оглавлению

Часто задаваемые вопросы

Выбор тягового класса бульдозера определяется группой разрабатываемого грунта по трудности разработки и объемом работ. Для грунтов первой-второй группы (песок, супесь, легкий суглинок) достаточно бульдозера класса шесть-десять тонн-сила. Грунты третьей группы (суглинки средней плотности, тяжелая глина) требуют применения машин класса десять-пятнадцать тонн-сила. Для разработки грунтов четвертой-пятой группы (мерзлые грунты, скальные породы с предварительным рыхлением) необходимы тяжелые бульдозеры класса двадцать пять-тридцать пять тонн-сила с усилием подпора отвала не менее четырехсот килоньютон. При больших объемах земляных работ свыше ста тысяч кубических метров экономически целесообразно применение более тяжелых машин для повышения производительности.
Для разработки глинистых грунтов второй-третьей группы по трудности разработки нормальной влажности требуется усилие подпора отвала от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти килоньютон, что обеспечивается бульдозерами тягового класса десять-пятнадцать тонн-сила с рабочим давлением в гидросистеме шестнадцать-двадцать мегапаскалей. Тяжелые переувлажненные глины четвертой группы требуют усилия подпора от трехсот до четырехсот килоньютон, достигаемого на машинах класса двадцать пять тонн-сила. Мерзлые глинистые грунты разрабатываются с предварительным рыхлением многозубым или однозубым рыхлителем на глубину от трехсот до семисот миллиметров, после чего производится перемещение разрыхленного грунта бульдозером.
Ширина отвала прямо пропорционально влияет на объем призмы волочения грунта и производительность бульдозера при планировочных работах. Увеличение ширины отвала на десять процентов повышает объем призмы волочения на десять процентов при прочих равных условиях. Однако чрезмерное увеличение ширины отвала приводит к возрастанию потерь грунта в боковые валики при перемещении, особенно на расстояния свыше пятидесяти метров. Оптимальное соотношение ширины отвала к мощности двигателя составляет от двадцати пяти до тридцати миллиметров ширины на один киловатт мощности. Для повышения производительности применяются откосники и уширители, увеличивающие ширину отвала на триста-пятьсот миллиметров с каждой стороны.
Рациональная дальность перемещения грунта гусеничными бульдозерами составляет от пятидесяти до ста метров, при этом обеспечивается оптимальное соотношение производительности и расхода топлива. При дальности перемещения от десяти до тридцати метров производительность максимальна, но увеличивается число циклов и износ ходовой части. При дальности свыше ста двадцати метров производительность снижается на тридцать-сорок процентов за счет потерь грунта и увеличения времени цикла. Для перемещения грунта на расстояние свыше ста пятидесяти метров экономически целесообразно применение скреперов или автосамосвалов в комплексе с погрузчиками. При необходимости перемещения на большие расстояния бульдозером используется метод последовательного перемещения с образованием промежуточных валов.
Технические требования к гусеничным бульдозерам устанавливаются межгосударственным стандартом ГОСТ ISO 6747-2018 «Машины землеройные. Бульдозеры. Термины, определения и технические характеристики для коммерческой документации», введенным в действие с первого июля две тысячи двадцать первого года. Базовые тракторы для бульдозеров регламентируются ГОСТ 29194-91 «Машины землеройные. Тракторы. Терминология и техническая характеристика для коммерческой документации». Показатели качества бульдозеров определяются ГОСТ 4.122-87 «Система показателей качества продукции. Бульдозеры. Номенклатура показателей». Требования безопасности устанавливаются ГОСТ Р ИСО 20474-1-2011 и специальными стандартами на защитные устройства. Классификация грунтов по трудности разработки приводится в ГЭСН-2001-01 и ФЕР-2001-01.
Производительность бульдозера при планировке площадки рассчитывается по формуле: производительность в квадратных метрах в час равна произведению длины планируемого участка на ширину отвала, деленному на продолжительность одного прохода в часах и умноженному на коэффициент использования рабочего времени. Для бульдозера класса десять тонн-сила с отвалом шириной три целых пять десятых метра, движущегося со скоростью три километра в час на участке длиной пятьдесят метров, время прохода составляет: пятьдесят метров деленное на три километра в час равно ноль целых ноль сто семнадцать часа или семь минут. За час машина выполняет восемь целых пять десятых проходов, производительность составляет: восемь целых пять десятых умножить на пятьдесят умножить на три целых пять десятых умножить на ноль целых восемь десятых равно примерно тысяча двести квадратных метров в час.
Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.