Меню

Сравнительные таблицы антифрикционных материалов

  • 06.05.2025
  • Познавательное

Сравнительная таблица антифрикционных материалов

Навигация по таблицам:

Перейти к полному оглавлению

Таблицы антифрикционных материалов

Таблица 1: Классификация и основные свойства антифрикционных материалов
Группа материалов Химический состав Плотность, г/см³ Твердость, HB Предел прочности, МПа Темп. диапазон, °C Коэф. тепл. расширения, 10⁻⁶/K Теплопроводность, Вт/м·К Предельное давление, МПа Пред. скорость, м/с PV-фактор, МПа·м/с
Баббиты оловянные Sn, Sb, Cu 7,3-7,5 25-35 80-100 -50...+130 22-24 55-60 15-20 20-25 10-15
Баббиты свинцовые Pb, Sb, Sn, Cu 9,5-10,0 15-30 60-80 -50...+120 28-30 35-40 10-15 15-20 8-12
Бронзы оловянные Cu, Sn, Zn, Pb 8,8-9,0 60-100 200-300 -60...+250 18-20 60-80 25-35 5-10 12-20
Бронзы алюминиевые Cu, Al, Fe, Ni 7,5-7,8 80-120 400-650 -60...+300 16-18 50-70 40-60 3-5 15-25
Латуни Cu, Zn, Pb 8,4-8,6 60-90 280-450 -60...+250 20-22 90-120 20-30 2-4 7-12
Чугуны серые Fe, C, Si, Mn, P 7,0-7,4 180-250 150-300 -60...+300 10-12 40-55 35-45 2-5 5-10
Антифрикционные чугуны Fe, C, Si, Mn, P, Cu, Ni 7,0-7,3 220-280 200-350 -60...+350 10-12 45-60 40-60 3-6 8-15
Полимеры (ПТФЭ) (C₂F₄)n 2,1-2,3 4-6 15-35 -200...+260 100-130 0,25-0,27 5-15 0,5-2 3-5
Полимеры (PA) (C₆H₁₁NO)n 1,1-1,2 10-15 60-85 -40...+100 80-100 0,23-0,29 20-30 0,5-3 2-6
Композиты металлополимерные ПТФЭ + Cu, Pb, бронза 3,5-4,2 25-40 75-120 -150...+280 60-80 0,8-1,5 30-60 2-4 8-20
Композиты на основе графита C + Cu, Ag, Sb 1,7-2,5 30-70 60-150 -200...+400 4-8 5-50 15-25 30-50 25-50
↑ К навигации по таблицам
Таблица 2: Трибологические характеристики антифрикционных материалов
Группа материалов Коэф. трения (сухое) Коэф. трения (граничное) Коэф. трения (жидкостное) Интенсивность изнашивания, мм³/Н·м Период приработки Фрикц. теплостойкость, °C Абразивная стойкость Задиростойкость Противозадирные свойства Совместимость со смазками
Баббиты оловянные 0,16-0,22 0,05-0,08 0,001-0,005 2,0-5,0×10⁻⁶ Короткий 100-120 Низкая Высокая Высокие Отличная
Баббиты свинцовые 0,18-0,25 0,06-0,10 0,002-0,006 3,0-8,0×10⁻⁶ Короткий 90-110 Очень низкая Высокая Высокие Отличная
Бронзы оловянные 0,20-0,30 0,07-0,12 0,003-0,008 1,0-4,0×10⁻⁶ Средний 200-220 Средняя Средняя Средние Хорошая
Бронзы алюминиевые 0,25-0,35 0,10-0,15 0,004-0,010 0,8-3,0×10⁻⁶ Длинный 250-300 Высокая Средняя Низкие Хорошая
Латуни 0,35-0,45 0,12-0,17 0,005-0,012 1,2-5,0×10⁻⁶ Средний 180-220 Средняя Низкая Низкие Хорошая
Чугуны серые 0,15-0,20 0,08-0,12 0,004-0,010 0,5-2,0×10⁻⁶ Длинный 250-300 Высокая Средняя Средние Хорошая
Антифрикционные чугуны 0,12-0,18 0,06-0,10 0,003-0,008 0,4-1,5×10⁻⁶ Средний 280-350 Высокая Высокая Высокие Хорошая
Полимеры (ПТФЭ) 0,05-0,10 0,04-0,08 0,02-0,05 1,0-10,0×10⁻⁶ Очень короткий 150-200 Очень низкая Высокая Высокие Отличная
Полимеры (PA) 0,25-0,40 0,10-0,20 0,05-0,15 3,0-15,0×10⁻⁶ Короткий 80-100 Низкая Средняя Средние Хорошая
Композиты металлополимерные 0,10-0,20 0,05-0,10 0,03-0,07 0,8-5,0×10⁻⁶ Короткий 180-250 Средняя Высокая Высокие Отличная
Композиты на основе графита 0,10-0,15 0,05-0,10 0,02-0,05 0,2-2,0×10⁻⁶ Короткий 350-450 Средняя Очень высокая Очень высокие Отличная
↑ К навигации по таблицам
Таблица 3: Специальные свойства и характеристики антифрикционных материалов
Группа материалов Антикоррозионные свойства Усталостная прочность Демпфирующие свойства Прирабатываемость Пористость, % Маслоемкость, % Гигроскопичность Дугостойкость Электропроводность, Ом·м Работа в вакууме Радиационная стойкость
Баббиты оловянные Хорошие Низкая Средние Отличная 0,5-1,0 1-2 Низкая Низкая 1,2-1,5×10⁻⁷ Ограниченная Низкая
Баббиты свинцовые Удовлетворительные Очень низкая Высокие Отличная 0,5-1,5 1-3 Низкая Низкая 1,5-2,0×10⁻⁷ Ограниченная Низкая
Бронзы оловянные Хорошие Средняя Низкие Хорошая 1-3 2-5 Очень низкая Средняя 2,0-5,0×10⁻⁸ Хорошая Высокая
Бронзы алюминиевые Отличные Высокая Низкие Удовлетворительная 0,5-2 1-3 Очень низкая Средняя 4,0-8,0×10⁻⁸ Отличная Высокая
Латуни Средние Средняя Низкие Средняя 0,5-1 1-2 Очень низкая Средняя 1,5-2,5×10⁻⁸ Хорошая Высокая
Чугуны серые Низкие Высокая Высокие Средняя 2-5 1-4 Очень низкая Высокая 8,0-12,0×10⁻⁷ Отличная Очень высокая
Антифрикционные чугуны Средние Высокая Высокие Хорошая 3-7 2-6 Очень низкая Высокая 5,0-10,0×10⁻⁷ Отличная Очень высокая
Полимеры (ПТФЭ) Отличные Низкая Средние Отличная 5-15 0-1 Очень низкая Средняя 10¹⁶-10¹⁸ Отличная Низкая
Полимеры (PA) Хорошие Средняя Средние Хорошая 0-2 1-3 Высокая Низкая 10¹³-10¹⁵ Хорошая Низкая
Композиты металлополимерные Хорошие Средняя Средние Хорошая 3-10 2-5 Низкая Средняя 10⁵-10¹⁰ Отличная Средняя
Композиты на основе графита Отличные Средняя Низкие Хорошая 15-30 5-15 Низкая Высокая 10⁻⁵-10⁻³ Отличная Очень высокая
↑ К навигации по таблицам
Таблица 4: Технологические и экономические аспекты антифрикционных материалов
Группа материалов Технология изготовления Сложность обработки Взаимозаменяемость Метод нанесения на основу Относит. стоимость Доступность Ремонтопригодность Экологичность производства Токсичность при эксплуатации Утилизация Срок службы (относит.)
Баббиты оловянные Литье, центробежное литье Низкая Высокая Заливка, напыление Высокая Средняя Высокая Средняя Низкая Подлежит переработке Средний
Баббиты свинцовые Литье, центробежное литье Низкая Высокая Заливка, напыление Средняя Высокая Высокая Низкая Высокая Требует специальной утилизации Ниже среднего
Бронзы оловянные Литье, порошковая металлургия Средняя Средняя Монолит, бронзировка Высокая Средняя Средняя Средняя Низкая Подлежит переработке Высокий
Бронзы алюминиевые Литье, порошковая металлургия Высокая Средняя Монолит, наплавка Средняя Высокая Низкая Высокая Очень низкая Подлежит переработке Очень высокий
Латуни Литье, штамповка Низкая Высокая Монолит Низкая Очень высокая Средняя Средняя Низкая Подлежит переработке Средний
Чугуны серые Литье Высокая Низкая Монолит Очень низкая Очень высокая Низкая Средняя Очень низкая Подлежит переработке Высокий
Антифрикционные чугуны Литье, легирование Высокая Низкая Монолит Низкая Высокая Низкая Средняя Очень низкая Подлежит переработке Очень высокий
Полимеры (ПТФЭ) Прессование, экструзия Низкая Высокая Наклейка, напыление Средняя Высокая Средняя Низкая Очень низкая Трудна в переработке Средний
Полимеры (PA) Литье под давлением Низкая Высокая Монолит, наклейка Очень низкая Очень высокая Средняя Средняя Очень низкая Подлежит переработке Низкий
Композиты металлополимерные Смешение, спекание Средняя Средняя Напыление, наклейка Высокая Средняя Средняя Средняя Низкая Сложна в переработке Высокий
Композиты на основе графита Прессование, спекание Высокая Низкая Монолит, вкладыши Очень высокая Низкая Низкая Высокая Очень низкая Подлежит переработке Очень высокий
↑ К навигации по таблицам
Таблица 5: Применение антифрикционных материалов в различных узлах трения
Группа материалов Подшипники скольжения Направляющие Ползуны и направляющие втулки Торцевые уплотнения Зубчатые передачи Червячные передачи Требования к сопрягаемым материалам Требования к шероховатости Особенности монтажа Рекомендуемые смазочные материалы
Баббиты оловянные Высокоскоростные, тяжелонагруженные подшипники для турбин, компрессоров, электродвигателей Редко Не применяются Не применяются Не применяются Не применяются Высокопрочные стали, закаленные, хромированные Ra 0,32-0,63 Заливка при 380-420°C, требуется предварительная лужение Минеральные масла, синтетические масла
Баббиты свинцовые Подшипники для средних нагрузок и скоростей, дизельные двигатели Редко Не применяются Не применяются Не применяются Не применяются Среднеуглеродистые стали, чугуны Ra 0,63-1,25 Заливка при 350-380°C, активные флюсы Минеральные масла, масла с присадками
Бронзы оловянные Подшипники для средних и высоких нагрузок, шатунные подшипники Часто, для точных механизмов Применяются часто Реже Зубчатые колеса в паре со стальными Червячные колеса Закаленные стали, азотированные Ra 0,32-0,63 Запрессовка с натягом, применение охлаждения Масла с EP-присадками, консистентные смазки
Бронзы алюминиевые Тяжелонагруженные подшипники в условиях ударных нагрузок Часто, для высоконагруженных механизмов Широко применяются Не применяются Шестерни, колеса для редукторов Часто для червячных колес Высокопрочные стали, хромированные Ra 0,32-0,63 Запрессовка с натягом или сборка с подогревом Масла с противозадирными присадками
Латуни Малонагруженные подшипники, бытовая техника Редко, для малонагруженных узлов Направляющие втулки в гидросистемах Не применяются Мелкомодульные зубчатые колеса Не применяются Стали средней твердости Ra 0,63-1,25 Запрессовка, резьбовое соединение Легкие масла, консистентные смазки
Чугуны серые Корпусные детали для подшипников скольжения Направляющие станков, прессов Цилиндры, втулки для тяжелых условий Не применяются Шестерни для низких скоростей Не применяются Стали повышенной твердости Ra 0,63-1,25 Монолитная конструкция Густые масла, графитовые смазки
Антифрикционные чугуны Подшипники для средних нагрузок, корпусные детали Направляющие станков, кривошипных прессов Цилиндры, поршневые кольца Не применяются Шестерни редукторов Не применяются Закаленные стали, высокопрочные чугуны Ra 0,63-1,25 Монолитная конструкция, тщательная приработка Моторные масла, графитовые смазки
Полимеры (ПТФЭ) Малонагруженные, высокоскоростные подшипники Направляющие в пищевой, химической промышленности Опорные втулки, уплотнительные кольца Уплотнения, работающие в агрессивных средах Шестерни в точных механизмах Редко Любые металлы, металлокерамика Ra 0,16-0,32 Запрессовка, наклейка, обеспечение отвода тепла Может работать без смазки, силиконовые масла
Полимеры (PA) Малонагруженные подшипники, бытовая техника Часто в приборостроении Направляющие втулки, кольца Вспомогательные элементы Шестерни в малонагруженных передачах Иногда для малонагруженных червячных колес Любые металлы, пластики Ra 0,63-1,25 Запрессовка, клеевое соединение Консистентные смазки, работа без смазки
Композиты металлополимерные Подшипники для средних нагрузок и скоростей Широко применяются Поршневые кольца, уплотнения Часто Шестерни в специальных применениях Редко Закаленные стали, хромированные поверхности Ra 0,32-0,63 Запрессовка, наклейка, клеевое соединение Минеральные масла, синтетические смазки
Композиты на основе графита Высокотемпературные подшипники, подшипники в агрессивных средах Редко, специальные применения Торцевые уплотнения, поршневые кольца Торцевые уплотнения для насосов, компрессоров Не применяются Не применяются Закаленные стали, керамика Ra 0,08-0,16 Вставка в корпус, фиксация в обойме Работа без смазки, может работать в воде
↑ К навигации по таблицам

Оглавление

1. Введение

Антифрикционные материалы играют ключевую роль в обеспечении надежности и долговечности узлов трения в машиностроении. Они применяются для изготовления деталей, работающих в условиях трения скольжения и характеризуются низким коэффициентом трения, высокой износостойкостью, хорошей прирабатываемостью и способностью обеспечивать стабильную работу в различных условиях эксплуатации.

В данной статье представлены сравнительные таблицы антифрикционных материалов, систематизирующие их свойства, характеристики и области применения. Такой подход позволяет инженерам и техническим специалистам осуществлять научно обоснованный выбор материалов для конкретных узлов трения с учетом эксплуатационных, технологических и экономических требований.

Рассматриваемые группы материалов включают металлические (баббиты, бронзы, латуни, чугуны), полимерные (фторопласт, полиамиды) и композиционные антифрикционные материалы. Для каждой группы приведены данные по механическим, физическим, трибологическим, технологическим и эксплуатационным характеристикам.

2. Классификация антифрикционных материалов

Антифрикционные материалы можно классифицировать по нескольким основаниям. По химическому составу и структуре их разделяют на три основные группы: металлические, неметаллические и композиционные. Каждая группа обладает своими преимуществами и ограничениями, определяющими области их рационального применения.

Как видно из Таблицы 1, металлические антифрикционные материалы отличаются высокой теплопроводностью (35-120 Вт/м·К), что обеспечивает эффективный отвод тепла из зоны трения. Они также обладают высокой прочностью и способны выдерживать значительные удельные давления. При этом баббиты и бронзы демонстрируют хорошую прирабатываемость, что обеспечивает быстрое формирование оптимальной геометрии контакта и снижение начального износа.

Полимерные материалы, как следует из представленных данных, характеризуются низким коэффициентом трения (0,05-0,40 при сухом трении), могут работать без смазки и обладают химической стойкостью. Однако их применение ограничено из-за низкой теплопроводности (0,23-0,29 Вт/м·К) и сравнительно невысокой несущей способности.

Композиционные материалы сочетают преимущества металлических и полимерных антифрикционных материалов. Они обладают улучшенными фрикционными характеристиками, повышенной износостойкостью и могут эксплуатироваться в широком диапазоне нагрузок, скоростей и температур.

3. Металлические антифрикционные материалы

3.1 Баббиты

Баббиты представляют собой сплавы на основе олова или свинца с добавками сурьмы, меди и других элементов. Как показано в Таблице 1, оловянные баббиты имеют плотность 7,3-7,5 г/см³ и твердость 25-35 HB, а свинцовые — 9,5-10,0 г/см³ и 15-30 HB соответственно. Структура баббитов гетерогенная и состоит из мягкой основы и твердых включений, что обеспечивает уникальное сочетание прирабатываемости и износостойкости.

Согласно данным Таблицы 2, баббиты характеризуются низким коэффициентом трения (0,05-0,10 при граничном смазывании) и высокой задиростойкостью. Эти свойства делают их превосходным материалом для высокоскоростных подшипников скольжения в турбинах, компрессорах и других ответственных агрегатах, что отражено в Таблице 5.

Основным недостатком баббитов является их сравнительно низкая усталостная прочность и ограниченная работоспособность при повышенных температурах. Как видно из Таблицы 3, оловянные баббиты имеют низкую усталостную прочность, а их фрикционная теплостойкость согласно Таблице 2 составляет всего 100-120°C.

3.2 Бронзы

Антифрикционные бронзы представлены оловянными и алюминиевыми сплавами. Оловянные бронзы, согласно Таблице 1, имеют плотность 8,8-9,0 г/см³, твердость 60-100 HB и предел прочности 200-300 МПа. Алюминиевые бронзы отличаются более высокой прочностью (400-650 МПа) и твердостью (80-120 HB).

Как следует из Таблицы 2, бронзы имеют более высокий коэффициент трения по сравнению с баббитами (0,07-0,15 при граничном смазывании), но обладают значительно лучшей износостойкостью и могут работать при более высоких удельных давлениях. По данным Таблицы 3, алюминиевые бронзы демонстрируют отличные антикоррозионные свойства и высокую усталостную прочность.

Таблица 5 показывает, что бронзы широко применяются в подшипниках скольжения для средних и высоких нагрузок, направляющих для точных механизмов, а также в зубчатых и червячных передачах. Особенно эффективно использование бронз в узлах трения, работающих в тяжелых условиях и при ударных нагрузках.

3.3 Антифрикционные чугуны

Антифрикционные чугуны — это специальные сплавы на основе серого чугуна с модифицированной структурой. По данным Таблицы 1, они имеют плотность 7,0-7,3 г/см³, твердость 220-280 HB и предел прочности 200-350 МПа. Важной особенностью чугунов является их превосходная теплостойкость — до 350°C.

Как видно из Таблицы 2, антифрикционные чугуны демонстрируют достаточно низкий коэффициент трения (0,06-0,10 при граничном смазывании) и высокую задиростойкость. Таблица 3 показывает, что чугуны обладают отличными демпфирующими свойствами и высокой усталостной прочностью, что делает их идеальным материалом для тяжелонагруженных узлов трения.

Согласно Таблице 4, антифрикционные чугуны отличаются низкой стоимостью и очень высоким сроком службы. Они широко применяются в направляющих станков, подшипниках средней нагруженности, цилиндрах и поршневых кольцах, что отражено в Таблице 5.

4. Полимерные антифрикционные материалы

Полимерные антифрикционные материалы представлены в основном фторопластами (ПТФЭ) и полиамидами (PA). Согласно Таблице 1, ПТФЭ имеет плотность 2,1-2,3 г/см³ и очень низкую твердость (4-6 HB), в то время как полиамиды демонстрируют плотность 1,1-1,2 г/см³ и твердость 10-15 HB. Оба материала характеризуются низкой теплопроводностью (0,23-0,29 Вт/м·К), что ограничивает их применение в высокоскоростных узлах трения.

Главным преимуществом полимерных материалов является их исключительно низкий коэффициент трения. Так, по данным Таблицы 2, ПТФЭ демонстрирует коэффициент трения 0,05-0,10 даже в условиях сухого трения, что позволяет использовать его в узлах, работающих без смазки. Из Таблицы 3 следует, что ПТФЭ обладает отличными антикоррозионными свойствами и может эффективно работать в агрессивных средах.

Однако, как показано в Таблице 1, полимеры имеют ограниченную несущую способность и работают при относительно невысоких PV-факторах (2-6 МПа·м/с). Согласно Таблице 5, они применяются преимущественно в малонагруженных узлах трения, направляющих в пищевой и химической промышленности, а также в уплотнениях и шестернях для точных механизмов.

Примечание: PV-фактор — это произведение удельного давления (P) на скорость скольжения (V), являющееся важным комплексным показателем нагруженности узла трения.

5. Композиционные антифрикционные материалы

Композиционные антифрикционные материалы представляют собой сочетание металлической или полимерной матрицы с различными функциональными добавками. Наиболее распространены металлополимерные композиты на основе ПТФЭ с добавками меди, свинца или бронзы, а также графитовые композиты с металлическими добавками.

Как показано в Таблице 1, металлополимерные композиты имеют промежуточную плотность (3,5-4,2 г/см³) и твердость (25-40 HB), но значительно превосходят чистые полимеры по теплопроводности (0,8-1,5 Вт/м·К) и PV-фактору (8-20 МПа·м/с). Графитовые композиты выделяются экстремально высоким PV-фактором (25-50 МПа·м/с) и способностью работать при высоких скоростях скольжения (30-50 м/с).

Согласно Таблице 2, композиционные материалы демонстрируют низкий коэффициент трения (0,05-0,15) в различных условиях смазывания и высокую фрикционную теплостойкость (180-450°C). Из Таблицы 3 следует, что графитовые композиты обладают превосходной работоспособностью в вакууме и высокой радиационной стойкостью.

Как видно из Таблицы 5, композиционные материалы находят применение в подшипниках для средних нагрузок и скоростей, торцевых уплотнениях, а также в специализированных узлах трения, работающих в экстремальных условиях. Графитовые композиты особенно эффективны в высокотемпературных подшипниках и торцевых уплотнениях для насосов и компрессоров.

6. Критерии выбора антифрикционных материалов

Выбор антифрикционного материала для конкретного узла трения должен основываться на комплексном анализе эксплуатационных условий и требуемых характеристик. Ключевыми параметрами являются:

1. Нагрузочно-скоростные условия работы. Для высоконагруженных узлов (40-60 МПа) рекомендуются алюминиевые бронзы и антифрикционные чугуны (см. Таблицу 1). При высоких скоростях скольжения (более 20 м/с) оптимальным выбором станут баббиты или графитовые композиты.

2. Температурный режим. Для высокотемпературных применений (свыше 250°C) следует выбирать алюминиевые бронзы, антифрикционные чугуны или графитовые композиты (см. Таблицу 1 и Таблицу 2).

3. Условия смазывания. В условиях недостаточного смазывания или при работе без смазки предпочтительны полимерные материалы и композиты (см. Таблицу 2).

4. Коррозионная среда. Для работы в агрессивных средах рекомендуются материалы с высокими антикоррозионными свойствами — алюминиевые бронзы, полимеры и графитовые композиты (см. Таблицу 3).

5. Экономические факторы. При выборе материала необходимо учитывать не только стоимость самого материала, но и расходы на его обработку, монтаж и обслуживание (см. Таблицу 4). Для массового производства могут быть предпочтительнее более дешевые материалы с приемлемыми характеристиками, а для ответственных узлов — дорогостоящие материалы с улучшенными свойствами.

Важно: При выборе антифрикционного материала необходимо учитывать не только его свойства, но и характеристики сопрягаемых материалов, качество их поверхности и рекомендуемые смазочные материалы, как указано в Таблице 5.

7. Заключение

Представленные в статье сравнительные таблицы антифрикционных материалов систематизируют информацию о их свойствах, характеристиках и областях применения. Каждая группа материалов имеет свои преимущества и ограничения, определяющие области их рационального использования.

Металлические антифрикционные материалы (баббиты, бронзы, чугуны) характеризуются высокой теплопроводностью, прочностью и способностью выдерживать значительные нагрузки. Полимерные материалы отличаются низким коэффициентом трения, химической стойкостью и возможностью работы без смазки. Композиционные материалы сочетают преимущества металлических и полимерных материалов, обеспечивая улучшенные фрикционные характеристики и повышенную износостойкость.

Корректный выбор антифрикционного материала для конкретного узла трения требует комплексного анализа эксплуатационных условий, технологических возможностей и экономических ограничений. Представленные таблицы могут служить отправной точкой для такого анализа, обеспечивая инженеров и технических специалистов систематизированной информацией о свойствах и характеристиках различных антифрикционных материалов.

Отказ от ответственности: Данная статья носит ознакомительный характер. Представленные данные основаны на общедоступных источниках и могут иметь погрешности. При выборе антифрикционных материалов для конкретных применений рекомендуется консультация с материаловедами и инженерами, а также проведение необходимых испытаний. Автор не несет ответственности за любые последствия, связанные с использованием представленной информации.

Источники

  1. Чичинадзе А.В., Берлинер Э.М., Браун Э.Д. и др. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника). – М.: Машиностроение, 2003. – 576 с.
  2. Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов В.С. Основы расчетов на трение и износ. – М.: Машиностроение, 1977. – 526 с.
  3. Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безызносность). – М.: МСХА, 2001. – 616 с.
  4. Мышкин Н.К., Петроковец М.И. Трибология. Принципы и приложения. – Гомель: ИММС НАНБ, 2002. – 310 с.
  5. ASM Handbook, Volume 18: Friction, Lubrication, and Wear Technology. – ASM International, 1992. – 942 p.
  6. Stachowiak G.W., Batchelor A.W. Engineering Tribology. – Butterworth-Heinemann, 2005. – 832 p.
  7. Буше Н.А., Копытько В.В. Совместимость трущихся поверхностей. – М.: Наука, 1981. – 128 с.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.