Быстрая навигация
Навигация по таблицам
Справочные таблицы по допускам и посадкам валов и втулок
Номинальный диаметр (мм) | Поле допуска вала | Поле допуска отверстия | Характер соединения | Макс. зазор/натяг (мкм) | Мин. зазор/натяг (мкм) | Применение |
---|---|---|---|---|---|---|
1-3 | h6 | H7 | Зазор | +16 | 0 | Подвижное соединение с высокой точностью |
3-6 | h7 | H7 | Зазор | +12 | 0 | Свободно вращающиеся детали |
6-10 | h8 | H8 | Зазор | +27 | 0 | Свободное перемещение без точного центрирования |
10-18 | k6 | H7 | Переходный | +6 | -15 | Неподвижное соединение при небольших нагрузках |
18-30 | m6 | H7 | Натяг | -4 | -29 | Соединение со средним натягом |
30-50 | n6 | H7 | Натяг | -16 | -49 | Соединение с натягом при средних нагрузках |
50-80 | p6 | H7 | Натяг | -38 | -78 | Прочное соединение с большим натягом |
80-120 | r6 | H7 | Натяг | -60 | -115 | Прочное соединение под значительные нагрузки |
120-180 | s6 | H8 | Натяг | -88 | -173 | Неразъемное соединение без дополнительной фиксации |
180-250 | u6 | H8 | Натяг | -128 | -233 | Неразъемное соединение для тяжелых условий |
250-315 | h7 | P7 | Натяг | -90 | -172 | Посадка с гарантированным натягом |
315-400 | h7 | R7 | Натяг | -145 | -240 | Соединение для передачи значительных крутящих моментов |
400-500 | h8 | U7 | Натяг | -242 | -359 | Тяжелонагруженные неразъемные соединения |
Тип соединения | Посадка ISO | Посадка ГОСТ | Диапазон диаметров (мм) | Типичный зазор/натяг (мкм) | Шероховатость вала Ra (мкм) | Шероховатость отверстия Ra (мкм) | Метод сборки | Несущая способность (%) | Методы фиксации |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Скользящее соединение | H7/g6 | 7/6 | 5-120 | +7 до +29 | 0.4-0.8 | 0.8-1.6 | Ручная сборка | - | Не требуется |
Вращающееся с точным центрированием | H7/h6 | 7/6 | 5-200 | 0 до +16 | 0.2-0.4 | 0.4-0.8 | Ручная сборка | - | Стопорные кольца |
Точное центрирование | H7/js6 | 7/6 | 10-100 | -5 до +11 | 0.2-0.4 | 0.4-0.8 | Легкий пресс | 10-15 | Штифты, стопорные кольца |
Переходная легкосъемная посадка | H7/k6 | 7/6 | 10-150 | -11 до +6 | 0.2-0.4 | 0.4-0.8 | Легкий пресс | 15-25 | Штифты, шпонки |
Неподвижное при средних нагрузках | H7/n6 | 7/6 | 20-150 | -16 до -49 | 0.8-1.6 | 0.8-1.6 | Пресс | 30-45 | Шпонки, штифты |
Прочное соединение | H7/p6 | 7/6 | 30-200 | -26 до -68 | 0.8-1.6 | 0.8-1.6 | Пресс, нагрев | 40-60 | Самостопорение |
Тяжелонагруженное соединение | H7/s6 | 7/6 | 50-300 | -59 до -115 | 0.4-0.8 | 0.8-1.6 | Нагрев/охлаждение | 60-80 | Самостопорение |
Посадка с интерференцией | H7/u6 | 7/6 | 80-500 | -76 до -171 | 0.2-0.4 | 0.4-0.8 | Нагрев/охлаждение | 70-90 | Самостопорение |
Подшипники скольжения | H7/f7 | 7/7 | 10-150 | +10 до +40 | 0.1-0.2 | 0.2-0.4 | Ручная сборка | - | Фиксация в корпусе |
Подшипники качения на вал | js6/K7 | 6/7 | 10-150 | -4 до -29 | 0.2-0.4 | 0.2-0.4 | Пресс | 40-60 | Стопорные кольца |
Подшипники качения в корпус | M7/h6 | 7/6 | 20-200 | -9 до -35 | 0.4-0.8 | 0.4-0.8 | Пресс | 30-50 | Фиксация крышкой |
Втулки тапербуш | H7/h10 | 7/10 | 20-200 | +10 до +59 | 1.6-3.2 | 3.2-6.3 | Болтовое соединение | 70-90 | Конусное зажимное соединение |
Обозначение ISO | Обозначение ГОСТ | Квалитет точности | Характер посадки | Типичные области применения | Технологические особенности | Контроль размеров | Средства измерения | Допуск формы вала (мкм) | Допуск формы отверстия (мкм) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
H7/h6 | 7/6 | 6-7 | Скользящая | Точные механизмы, подвижные соединения | Чистовое точение, шлифование | 100% измерений | Микрометры, нутромеры | 4-8 | 6-10 |
H7/g6 | 7/6 | 6-7 | Скользящая с зазором | Подвижные соединения | Чистовое точение, шлифование | 100% измерений | Микрометры, нутромеры | 4-8 | 6-10 |
H8/f7 | 8/7 | 7-8 | Ходовая | Направляющие, подшипники скольжения | Точение, растачивание | Выборочный контроль | Микрометры, нутромеры | 8-12 | 10-16 |
H7/k6 | 7/6 | 6-7 | Переходная | Съемные соединения | Шлифование, хонингование | 100% измерений | Микрометры, калибры | 4-8 | 6-10 |
H7/n6 | 7/6 | 6-7 | Натяг малый | Неподвижные разъемные соединения | Шлифование, хонингование | 100% измерений | Микрометры, калибры | 3-6 | 5-8 |
H7/p6 | 7/6 | 6-7 | Натяг средний | Неподвижные соединения | Шлифование, хонингование | 100% измерений | Микрометры, калибры | 3-6 | 5-8 |
H7/s6 | 7/6 | 6-7 | Натяг большой | Неразъемные соединения | Шлифование, полирование | 100% измерений | Микрометры, калибры | 2-4 | 4-6 |
H7/u6 | 7/6 | 6-7 | Натяг очень большой | Тяжелонагруженные соединения | Шлифование, полирование | 100% измерений | Микрометры, калибры | 2-4 | 4-6 |
P7/h6 | 7/6 | 6-7 | Натяг | Посадка подшипников во втулки | Шлифование, хонингование | 100% измерений | Микрометры, нутромеры | 3-6 | 5-8 |
H9/d9 | 9/9 | 9 | Свободный ход | Свободно движущиеся детали | Точение, сверление | Выборочный контроль | Штангенциркули | 16-25 | 20-30 |
H11/c11 | 11/11 | 11 | Очень свободный | Грубые механизмы, компенсационные зазоры | Черновая обработка | Выборочный контроль | Штангенциркули | 40-60 | 50-80 |
JS7/h6 | 7/6 | 6-7 | Переходная симметричная | Центрирующие элементы | Шлифование | 100% измерений | Микрометры, калибры | 4-8 | 6-10 |
Прецизионные валы и комплектующие
Для обеспечения оптимальных посадок и долговечной работы механизмов рекомендуем использовать проверенные прецизионные комплектующие:
- Прецизионные валы W - для стандартных линейных систем
- Прецизионные валы WRA - с упрочненной поверхностью для тяжелых условий
- Прецизионные валы WRB - для высокоскоростных применений
- Прецизионные валы WV - с повышенной точностью обработки
- Прецизионные валы WVH - высокопрочные для максимальных нагрузок
- Прецизионные валы полые - для снижения веса и инерции
- Полный каталог прецизионных валов
- Все типы валов
- Валы с опорой - готовые решения
- Втулки тапербуш - для надежного крепления с валом
Полное оглавление
- 1. Введение в систему допусков и посадок
- 2. Основные понятия и определения
- 3. Системы стандартов ISO и ГОСТ
- 4. Выбор посадок для различных соединений
- 5. Технические аспекты реализации посадок
- 6. Расчет соединений с натягом
- 7. Методы сборки и разборки соединений
- Справочные таблицы
- Примечание и отказ от ответственности
Соответствие валов и посадочных втулок
1. Введение в систему допусков и посадок
Система допусков и посадок является основой для обеспечения взаимозаменяемости и функциональности механических соединений. Она определяет параметры точности изготовления деталей и характер их сопряжения. Правильный выбор посадки критически важен для обеспечения эксплуатационных характеристик механизмов, их долговечности и надежности.
Международная система ISO и российская система ГОСТ регламентируют параметры точности для различных соединений. Несмотря на некоторые различия в обозначениях, они концептуально схожи и обеспечивают единую методологию выбора и реализации посадок. Для инженеров-механиков и проектировщиков понимание этих систем и умение правильно выбрать посадку является необходимым профессиональным навыком.
2. Основные понятия и определения
2.1. Номинальный, действительный и предельные размеры
Для обеспечения точного соответствия валов и втулок необходимо понимать базовые определения размеров:
- Номинальный размер — основной размер, относительно которого определяются предельные размеры. Он является общим для отверстия и вала, образующих соединение.
- Действительный размер — размер, полученный в результате измерения с допустимой погрешностью.
- Предельные размеры — наибольший и наименьший размеры, между которыми должен находиться действительный размер.
2.2. Допуски и отклонения размеров
Допуск размера определяет разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами и является мерой точности изготовления. Он определяется квалитетом — степенью точности изготовления. Для валов и отверстий используются следующие параметры:
- Верхнее отклонение (ES, es) — разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
- Нижнее отклонение (EI, ei) — разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
- Допуск (IT, it) — разность между верхним и нижним отклонениями.
Примечание: Заглавные буквы (ES, EI, IT) относятся к отверстиям, а строчные (es, ei, it) — к валам.
2.3. Посадки и их виды
Посадка определяет характер соединения деталей и может быть трех типов:
- Посадка с зазором — когда наименьший размер отверстия больше или равен наибольшему размеру вала. Обеспечивает подвижность соединения.
- Посадка с натягом — когда наибольший размер отверстия меньше или равен наименьшему размеру вала. Обеспечивает неподвижность соединения за счет деформации.
- Переходная посадка — когда возможно как образование зазора, так и натяга в зависимости от действительных размеров сопрягаемых деталей.
Для численного определения характера соединения используются следующие параметры:
- Зазор (S) — разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала.
- Натяг (N) — разность размеров вала и отверстия, если размер вала больше размера отверстия.
- Наибольший зазор (Smax) — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.
- Наибольший натяг (Nmax) — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия.
3. Системы стандартов ISO и ГОСТ
3.1. Сравнение международных стандартов
Системы ISO и ГОСТ имеют общую методологическую основу, но различаются некоторыми нюансами в обозначениях и предпочтительных рядах. Современная версия ГОСТ гармонизирована с ISO, что обеспечивает взаимозаменяемость в международных проектах.
Основные отличия заключаются в:
- Используемых обозначениях посадок (ISO использует более формализованную систему).
- Некоторых численных значениях допусков и отклонений для определенных диапазонов размеров.
- Предпочтительных рядах посадок для типовых применений.
3.2. Обозначение допусков и посадок
Система обозначений посадок включает следующие элементы:
- Номинальный размер — диаметр соединения в миллиметрах.
- Поле допуска отверстия — включает буквенное обозначение основного отклонения (H, P, R, S, U и т.д.) и цифровое обозначение квалитета (7, 8, 9 и т.д.).
- Поле допуска вала — включает буквенное обозначение основного отклонения (h, k, m, n, p, r, s, u и т.д.) и цифровое обозначение квалитета (6, 7, 8 и т.д.).
Например, посадка H7/h6 означает соединение отверстия с полем допуска H7 и вала с полем допуска h6. Эта посадка обеспечивает точное скользящее соединение.
4. Выбор посадок для различных соединений
4.1. Критерии выбора посадки
При выборе посадки необходимо учитывать следующие факторы:
- Функциональное назначение соединения — требуется подвижное, неподвижное или переходное соединение.
- Условия эксплуатации — температура, нагрузки, скорость, вибрации.
- Материалы деталей — модуль упругости, предел текучести, коэффициент теплового расширения.
- Требования к точности центрирования — допустимое радиальное биение.
- Технологические возможности производства — достижимая точность изготовления.
- Особенности сборки и разборки — требуется ли возможность многократной сборки/разборки.
4.2. Рекомендации по выбору посадок для типовых соединений
Для различных типов механических соединений рекомендуются следующие посадки:
Для подвижных соединений:
- H7/g6 — для соединений с гарантированным зазором при умеренных скоростях.
- H7/f7 — для свободно движущихся соединений при низких скоростях.
- H8/f8 — для свободного перемещения без точного центрирования.
- H7/h6 — для точных подвижных соединений, где требуется минимальный зазор.
Для переходных посадок:
- H7/k6 — для соединений, где требуется точное центрирование с возможностью разборки.
- H7/js6 — для центрирующих элементов с симметричным полем допуска.
- H7/m6 — для переходных посадок с преобладанием натяга.
Для неподвижных соединений с натягом:
- H7/p6 — для соединений с небольшим натягом, где требуется возможность демонтажа.
- H7/s6 — для соединений со средним натягом без регулярной разборки.
- H7/u6 — для тяжелонагруженных соединений с большим натягом.
- P7/h6 — для особо ответственных соединений, где вал выполнен с высокой точностью.
Практический пример: Для посадки подшипника качения на вал диаметром 40 мм рекомендуется использовать поле допуска k6 (вал) с натягом от -2 до -18 мкм, что обеспечивает надежное крепление при сохранении возможности демонтажа.
5. Технические аспекты реализации посадок
5.1. Методы обеспечения требуемой точности
Для получения требуемой точности размеров и формы сопрягаемых деталей применяются следующие технологические методы:
- Для валов:
- Шлифование — для квалитетов 5-7
- Тонкое точение — для квалитетов 6-8
- Полирование — для финишной обработки с высокой чистотой поверхности
- Для отверстий:
- Растачивание — для квалитетов 7-9
- Развертывание — для квалитетов 6-8
- Хонингование — для квалитетов 5-7 с улучшенной чистотой поверхности
- Шлифование отверстий — для квалитетов 5-7
Для сложных посадок, особенно с натягом, требуется не только высокая точность размеров, но и формы деталей, включая:
- Отклонение от круглости
- Отклонение от цилиндричности
- Отклонение от прямолинейности оси
5.2. Контроль размеров и формы
Для контроля точности изготовления деталей применяются различные средства измерения:
- Для валов:
- Микрометры — для контроля диаметра вала
- Рычажные микрометры — для контроля отклонений формы
- Универсальные длиномеры — для высокоточных измерений
- Калибры-скобы — для контроля предельных размеров
- Для отверстий:
- Нутромеры — для контроля диаметра отверстий
- Индикаторные нутромеры — для контроля отклонений формы
- Калибры-пробки — для контроля предельных размеров
- Координатно-измерительные машины — для комплексного контроля
6. Расчет соединений с натягом
6.1. Определение необходимого натяга
Для соединений с натягом требуется расчет необходимого натяга для обеспечения передачи заданного крутящего момента или осевой силы. Минимальный необходимый натяг можно рассчитать по формуле:
Nmin = (k × P × d) / (π × L × μ × p), где:
- Nmin — минимальный необходимый натяг (мм)
- k — коэффициент запаса (обычно 1.5-2.0)
- P — передаваемая сила (Н) или момент (Н×м)
- d — номинальный диаметр соединения (мм)
- L — длина сопряжения (мм)
- μ — коэффициент трения (0.1-0.15 для стальных деталей)
- p — удельное давление в соединении (МПа)
После определения необходимого натяга выбирается соответствующая посадка из ряда стандартных.
6.2. Проверка прочности соединения
Для соединений с натягом необходимо проверить напряжения в деталях, чтобы избежать пластической деформации. Напряжения в соединении можно рассчитать по формулам Ляме:
Для втулки (радиальное напряжение): σr_втулки = -p
Для втулки (тангенциальное напряжение): σt_втулки = p × (D²+d²)/(D²-d²)
Для вала (радиальное напряжение): σr_вала = -p
Для вала (тангенциальное напряжение): σt_вала = -p
где:
- p — контактное давление в соединении (МПа)
- D — наружный диаметр втулки (мм)
- d — диаметр соединения (мм)
Эквивалентное напряжение по теории прочности Мизеса не должно превышать предел текучести материала с учетом коэффициента запаса.
7. Методы сборки и разборки соединений
7.1. Сборка с нагревом и охлаждением
Для соединений с большим натягом применяется термическая сборка:
- Нагрев охватывающей детали (втулки) — увеличивает ее диаметр и позволяет легко установить на вал. Нагрев обычно производится до температуры 80-350°C в зависимости от материала и величины натяга.
- Охлаждение охватываемой детали (вала) — уменьшает его диаметр. Для охлаждения используется сухой лед (-78°C) или жидкий азот (-196°C).
Требуемая температура нагрева втулки может быть рассчитана по формуле:
ΔT = N / (α × d), где:
- ΔT — требуемое повышение температуры (°C)
- N — натяг (мм)
- α — коэффициент теплового расширения материала (для стали примерно 12×10⁻⁶ 1/°C)
- d — диаметр соединения (мм)
7.2. Прессовые соединения
Для соединений со средним натягом применяется запрессовка с использованием гидравлических или механических прессов. При этом необходимо:
- Обеспечить соосность деталей при запрессовке
- Создать равномерное давление прессования
- Смазать поверхности для уменьшения трения (для некоторых применений)
- Контролировать силу запрессовки
Усилие запрессовки можно приблизительно оценить по формуле:
F = π × d × L × p × μ, где:
- F — усилие запрессовки (Н)
- d — диаметр соединения (мм)
- L — длина сопряжения (мм)
- p — контактное давление (МПа)
- μ — коэффициент трения при запрессовке (0.12-0.20)
Для разборки прессовых соединений используются специальные съемники или гидравлические прессы.
При выборе прецизионных валов для линейных направляющих систем важно учитывать не только допуски размеров, но и специфические требования к геометрической точности и твердости поверхности. Прецизионные валы различных серий обеспечивают разные уровни точности и эксплуатационных характеристик. Для особо ответственных применений рекомендуется использовать валы серии WVH с высокой твердостью и улучшенной геометрической точностью.
Для соединений с зубчатыми колесами, шкивами или муфтами часто применяются втулки тапербуш, которые обеспечивают надежное соединение благодаря конусной поверхности и не требуют точных допусков вала, что упрощает процесс производства и сборки.
Примечание и отказ от ответственности
Данная статья предназначена только для ознакомительных целей и содержит общую информацию о допусках и посадках валов и втулок. Все расчеты и рекомендации должны быть проверены квалифицированными инженерами с учетом конкретных условий применения.
При проектировании ответственных соединений необходимо обращаться к актуальным редакциям стандартов ISO и ГОСТ, а также проводить необходимые инженерные расчеты с учетом особенностей конструкции, материалов и условий эксплуатации.
Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия, связанные с использованием информации из данной статьи.
Источники:
- ISO 286-1:2010 "Geometrical product specifications (GPS) — ISO code system for tolerances on linear sizes"
- ГОСТ 25346-2013 "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски, отклонения и посадки"
- ГОСТ 25347-2013 "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Ряды допусков, предельные отклонения отверстий и валов"
- Анурьев В.И. "Справочник конструктора-машиностроителя"
- Орлов П.И. "Основы конструирования"