Меню

Таблицы допусков и посадок валов и втулок

  • 08.05.2025
  • Познавательное

Быстрая навигация

Навигация по таблицам

Таблица 2.1: Стандартные допуски и посадки Таблица 2.2: Рекомендации по выбору посадок Таблица 2.3: Соответствие полей допусков ISO и ГОСТ

Справочные таблицы по допускам и посадкам валов и втулок

Таблица 2.1: Стандартные допуски и посадки для валов и отверстий по ISO/ГОСТ
Номинальный диаметр (мм) Поле допуска вала Поле допуска отверстия Характер соединения Макс. зазор/натяг (мкм) Мин. зазор/натяг (мкм) Применение
1-3 h6 H7 Зазор +16 0 Подвижное соединение с высокой точностью
3-6 h7 H7 Зазор +12 0 Свободно вращающиеся детали
6-10 h8 H8 Зазор +27 0 Свободное перемещение без точного центрирования
10-18 k6 H7 Переходный +6 -15 Неподвижное соединение при небольших нагрузках
18-30 m6 H7 Натяг -4 -29 Соединение со средним натягом
30-50 n6 H7 Натяг -16 -49 Соединение с натягом при средних нагрузках
50-80 p6 H7 Натяг -38 -78 Прочное соединение с большим натягом
80-120 r6 H7 Натяг -60 -115 Прочное соединение под значительные нагрузки
120-180 s6 H8 Натяг -88 -173 Неразъемное соединение без дополнительной фиксации
180-250 u6 H8 Натяг -128 -233 Неразъемное соединение для тяжелых условий
250-315 h7 P7 Натяг -90 -172 Посадка с гарантированным натягом
315-400 h7 R7 Натяг -145 -240 Соединение для передачи значительных крутящих моментов
400-500 h8 U7 Натяг -242 -359 Тяжелонагруженные неразъемные соединения
Таблица 2.2: Рекомендации по выбору посадок валов и втулок для различных применений
Тип соединения Посадка ISO Посадка ГОСТ Диапазон диаметров (мм) Типичный зазор/натяг (мкм) Шероховатость вала Ra (мкм) Шероховатость отверстия Ra (мкм) Метод сборки Несущая способность (%) Методы фиксации
Скользящее соединение H7/g6 7/6 5-120 +7 до +29 0.4-0.8 0.8-1.6 Ручная сборка - Не требуется
Вращающееся с точным центрированием H7/h6 7/6 5-200 0 до +16 0.2-0.4 0.4-0.8 Ручная сборка - Стопорные кольца
Точное центрирование H7/js6 7/6 10-100 -5 до +11 0.2-0.4 0.4-0.8 Легкий пресс 10-15 Штифты, стопорные кольца
Переходная легкосъемная посадка H7/k6 7/6 10-150 -11 до +6 0.2-0.4 0.4-0.8 Легкий пресс 15-25 Штифты, шпонки
Неподвижное при средних нагрузках H7/n6 7/6 20-150 -16 до -49 0.8-1.6 0.8-1.6 Пресс 30-45 Шпонки, штифты
Прочное соединение H7/p6 7/6 30-200 -26 до -68 0.8-1.6 0.8-1.6 Пресс, нагрев 40-60 Самостопорение
Тяжелонагруженное соединение H7/s6 7/6 50-300 -59 до -115 0.4-0.8 0.8-1.6 Нагрев/охлаждение 60-80 Самостопорение
Посадка с интерференцией H7/u6 7/6 80-500 -76 до -171 0.2-0.4 0.4-0.8 Нагрев/охлаждение 70-90 Самостопорение
Подшипники скольжения H7/f7 7/7 10-150 +10 до +40 0.1-0.2 0.2-0.4 Ручная сборка - Фиксация в корпусе
Подшипники качения на вал js6/K7 6/7 10-150 -4 до -29 0.2-0.4 0.2-0.4 Пресс 40-60 Стопорные кольца
Подшипники качения в корпус M7/h6 7/6 20-200 -9 до -35 0.4-0.8 0.4-0.8 Пресс 30-50 Фиксация крышкой
Втулки тапербуш H7/h10 7/10 20-200 +10 до +59 1.6-3.2 3.2-6.3 Болтовое соединение 70-90 Конусное зажимное соединение
Таблица 2.3: Переходные таблицы соответствия полей допусков ISO и ГОСТ
Обозначение ISO Обозначение ГОСТ Квалитет точности Характер посадки Типичные области применения Технологические особенности Контроль размеров Средства измерения Допуск формы вала (мкм) Допуск формы отверстия (мкм)
H7/h6 7/6 6-7 Скользящая Точные механизмы, подвижные соединения Чистовое точение, шлифование 100% измерений Микрометры, нутромеры 4-8 6-10
H7/g6 7/6 6-7 Скользящая с зазором Подвижные соединения Чистовое точение, шлифование 100% измерений Микрометры, нутромеры 4-8 6-10
H8/f7 8/7 7-8 Ходовая Направляющие, подшипники скольжения Точение, растачивание Выборочный контроль Микрометры, нутромеры 8-12 10-16
H7/k6 7/6 6-7 Переходная Съемные соединения Шлифование, хонингование 100% измерений Микрометры, калибры 4-8 6-10
H7/n6 7/6 6-7 Натяг малый Неподвижные разъемные соединения Шлифование, хонингование 100% измерений Микрометры, калибры 3-6 5-8
H7/p6 7/6 6-7 Натяг средний Неподвижные соединения Шлифование, хонингование 100% измерений Микрометры, калибры 3-6 5-8
H7/s6 7/6 6-7 Натяг большой Неразъемные соединения Шлифование, полирование 100% измерений Микрометры, калибры 2-4 4-6
H7/u6 7/6 6-7 Натяг очень большой Тяжелонагруженные соединения Шлифование, полирование 100% измерений Микрометры, калибры 2-4 4-6
P7/h6 7/6 6-7 Натяг Посадка подшипников во втулки Шлифование, хонингование 100% измерений Микрометры, нутромеры 3-6 5-8
H9/d9 9/9 9 Свободный ход Свободно движущиеся детали Точение, сверление Выборочный контроль Штангенциркули 16-25 20-30
H11/c11 11/11 11 Очень свободный Грубые механизмы, компенсационные зазоры Черновая обработка Выборочный контроль Штангенциркули 40-60 50-80
JS7/h6 7/6 6-7 Переходная симметричная Центрирующие элементы Шлифование 100% измерений Микрометры, калибры 4-8 6-10

Полное оглавление

Соответствие валов и посадочных втулок

1. Введение в систему допусков и посадок

Система допусков и посадок является основой для обеспечения взаимозаменяемости и функциональности механических соединений. Она определяет параметры точности изготовления деталей и характер их сопряжения. Правильный выбор посадки критически важен для обеспечения эксплуатационных характеристик механизмов, их долговечности и надежности.

Международная система ISO и российская система ГОСТ регламентируют параметры точности для различных соединений. Несмотря на некоторые различия в обозначениях, они концептуально схожи и обеспечивают единую методологию выбора и реализации посадок. Для инженеров-механиков и проектировщиков понимание этих систем и умение правильно выбрать посадку является необходимым профессиональным навыком.

2. Основные понятия и определения

2.1. Номинальный, действительный и предельные размеры

Для обеспечения точного соответствия валов и втулок необходимо понимать базовые определения размеров:

  • Номинальный размер — основной размер, относительно которого определяются предельные размеры. Он является общим для отверстия и вала, образующих соединение.
  • Действительный размер — размер, полученный в результате измерения с допустимой погрешностью.
  • Предельные размеры — наибольший и наименьший размеры, между которыми должен находиться действительный размер.

2.2. Допуски и отклонения размеров

Допуск размера определяет разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами и является мерой точности изготовления. Он определяется квалитетом — степенью точности изготовления. Для валов и отверстий используются следующие параметры:

  • Верхнее отклонение (ES, es) — разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
  • Нижнее отклонение (EI, ei) — разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
  • Допуск (IT, it) — разность между верхним и нижним отклонениями.

Примечание: Заглавные буквы (ES, EI, IT) относятся к отверстиям, а строчные (es, ei, it) — к валам.

2.3. Посадки и их виды

Посадка определяет характер соединения деталей и может быть трех типов:

  • Посадка с зазором — когда наименьший размер отверстия больше или равен наибольшему размеру вала. Обеспечивает подвижность соединения.
  • Посадка с натягом — когда наибольший размер отверстия меньше или равен наименьшему размеру вала. Обеспечивает неподвижность соединения за счет деформации.
  • Переходная посадка — когда возможно как образование зазора, так и натяга в зависимости от действительных размеров сопрягаемых деталей.

Для численного определения характера соединения используются следующие параметры:

  • Зазор (S) — разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала.
  • Натяг (N) — разность размеров вала и отверстия, если размер вала больше размера отверстия.
  • Наибольший зазор (Smax) — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.
  • Наибольший натяг (Nmax) — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия.

3. Системы стандартов ISO и ГОСТ

3.1. Сравнение международных стандартов

Системы ISO и ГОСТ имеют общую методологическую основу, но различаются некоторыми нюансами в обозначениях и предпочтительных рядах. Современная версия ГОСТ гармонизирована с ISO, что обеспечивает взаимозаменяемость в международных проектах.

Основные отличия заключаются в:

  • Используемых обозначениях посадок (ISO использует более формализованную систему).
  • Некоторых численных значениях допусков и отклонений для определенных диапазонов размеров.
  • Предпочтительных рядах посадок для типовых применений.

3.2. Обозначение допусков и посадок

Система обозначений посадок включает следующие элементы:

  • Номинальный размер — диаметр соединения в миллиметрах.
  • Поле допуска отверстия — включает буквенное обозначение основного отклонения (H, P, R, S, U и т.д.) и цифровое обозначение квалитета (7, 8, 9 и т.д.).
  • Поле допуска вала — включает буквенное обозначение основного отклонения (h, k, m, n, p, r, s, u и т.д.) и цифровое обозначение квалитета (6, 7, 8 и т.д.).

Например, посадка H7/h6 означает соединение отверстия с полем допуска H7 и вала с полем допуска h6. Эта посадка обеспечивает точное скользящее соединение.

4. Выбор посадок для различных соединений

4.1. Критерии выбора посадки

При выборе посадки необходимо учитывать следующие факторы:

  • Функциональное назначение соединения — требуется подвижное, неподвижное или переходное соединение.
  • Условия эксплуатации — температура, нагрузки, скорость, вибрации.
  • Материалы деталей — модуль упругости, предел текучести, коэффициент теплового расширения.
  • Требования к точности центрирования — допустимое радиальное биение.
  • Технологические возможности производства — достижимая точность изготовления.
  • Особенности сборки и разборки — требуется ли возможность многократной сборки/разборки.

4.2. Рекомендации по выбору посадок для типовых соединений

Для различных типов механических соединений рекомендуются следующие посадки:

Для подвижных соединений:

  • H7/g6 — для соединений с гарантированным зазором при умеренных скоростях.
  • H7/f7 — для свободно движущихся соединений при низких скоростях.
  • H8/f8 — для свободного перемещения без точного центрирования.
  • H7/h6 — для точных подвижных соединений, где требуется минимальный зазор.

Для переходных посадок:

  • H7/k6 — для соединений, где требуется точное центрирование с возможностью разборки.
  • H7/js6 — для центрирующих элементов с симметричным полем допуска.
  • H7/m6 — для переходных посадок с преобладанием натяга.

Для неподвижных соединений с натягом:

  • H7/p6 — для соединений с небольшим натягом, где требуется возможность демонтажа.
  • H7/s6 — для соединений со средним натягом без регулярной разборки.
  • H7/u6 — для тяжелонагруженных соединений с большим натягом.
  • P7/h6 — для особо ответственных соединений, где вал выполнен с высокой точностью.

Практический пример: Для посадки подшипника качения на вал диаметром 40 мм рекомендуется использовать поле допуска k6 (вал) с натягом от -2 до -18 мкм, что обеспечивает надежное крепление при сохранении возможности демонтажа.

5. Технические аспекты реализации посадок

5.1. Методы обеспечения требуемой точности

Для получения требуемой точности размеров и формы сопрягаемых деталей применяются следующие технологические методы:

  • Для валов:
    • Шлифование — для квалитетов 5-7
    • Тонкое точение — для квалитетов 6-8
    • Полирование — для финишной обработки с высокой чистотой поверхности
  • Для отверстий:
    • Растачивание — для квалитетов 7-9
    • Развертывание — для квалитетов 6-8
    • Хонингование — для квалитетов 5-7 с улучшенной чистотой поверхности
    • Шлифование отверстий — для квалитетов 5-7

Для сложных посадок, особенно с натягом, требуется не только высокая точность размеров, но и формы деталей, включая:

  • Отклонение от круглости
  • Отклонение от цилиндричности
  • Отклонение от прямолинейности оси

5.2. Контроль размеров и формы

Для контроля точности изготовления деталей применяются различные средства измерения:

  • Для валов:
    • Микрометры — для контроля диаметра вала
    • Рычажные микрометры — для контроля отклонений формы
    • Универсальные длиномеры — для высокоточных измерений
    • Калибры-скобы — для контроля предельных размеров
  • Для отверстий:
    • Нутромеры — для контроля диаметра отверстий
    • Индикаторные нутромеры — для контроля отклонений формы
    • Калибры-пробки — для контроля предельных размеров
    • Координатно-измерительные машины — для комплексного контроля

6. Расчет соединений с натягом

6.1. Определение необходимого натяга

Для соединений с натягом требуется расчет необходимого натяга для обеспечения передачи заданного крутящего момента или осевой силы. Минимальный необходимый натяг можно рассчитать по формуле:

Nmin = (k × P × d) / (π × L × μ × p), где:

  • Nmin — минимальный необходимый натяг (мм)
  • k — коэффициент запаса (обычно 1.5-2.0)
  • P — передаваемая сила (Н) или момент (Н×м)
  • d — номинальный диаметр соединения (мм)
  • L — длина сопряжения (мм)
  • μ — коэффициент трения (0.1-0.15 для стальных деталей)
  • p — удельное давление в соединении (МПа)

После определения необходимого натяга выбирается соответствующая посадка из ряда стандартных.

6.2. Проверка прочности соединения

Для соединений с натягом необходимо проверить напряжения в деталях, чтобы избежать пластической деформации. Напряжения в соединении можно рассчитать по формулам Ляме:

Для втулки (радиальное напряжение): σr_втулки = -p

Для втулки (тангенциальное напряжение): σt_втулки = p × (D²+d²)/(D²-d²)

Для вала (радиальное напряжение): σr_вала = -p

Для вала (тангенциальное напряжение): σt_вала = -p

где:

  • p — контактное давление в соединении (МПа)
  • D — наружный диаметр втулки (мм)
  • d — диаметр соединения (мм)

Эквивалентное напряжение по теории прочности Мизеса не должно превышать предел текучести материала с учетом коэффициента запаса.

7. Методы сборки и разборки соединений

7.1. Сборка с нагревом и охлаждением

Для соединений с большим натягом применяется термическая сборка:

  • Нагрев охватывающей детали (втулки) — увеличивает ее диаметр и позволяет легко установить на вал. Нагрев обычно производится до температуры 80-350°C в зависимости от материала и величины натяга.
  • Охлаждение охватываемой детали (вала) — уменьшает его диаметр. Для охлаждения используется сухой лед (-78°C) или жидкий азот (-196°C).

Требуемая температура нагрева втулки может быть рассчитана по формуле:

ΔT = N / (α × d), где:

  • ΔT — требуемое повышение температуры (°C)
  • N — натяг (мм)
  • α — коэффициент теплового расширения материала (для стали примерно 12×10⁻⁶ 1/°C)
  • d — диаметр соединения (мм)

7.2. Прессовые соединения

Для соединений со средним натягом применяется запрессовка с использованием гидравлических или механических прессов. При этом необходимо:

  • Обеспечить соосность деталей при запрессовке
  • Создать равномерное давление прессования
  • Смазать поверхности для уменьшения трения (для некоторых применений)
  • Контролировать силу запрессовки

Усилие запрессовки можно приблизительно оценить по формуле:

F = π × d × L × p × μ, где:

  • F — усилие запрессовки (Н)
  • d — диаметр соединения (мм)
  • L — длина сопряжения (мм)
  • p — контактное давление (МПа)
  • μ — коэффициент трения при запрессовке (0.12-0.20)

Для разборки прессовых соединений используются специальные съемники или гидравлические прессы.

При выборе прецизионных валов для линейных направляющих систем важно учитывать не только допуски размеров, но и специфические требования к геометрической точности и твердости поверхности. Прецизионные валы различных серий обеспечивают разные уровни точности и эксплуатационных характеристик. Для особо ответственных применений рекомендуется использовать валы серии WVH с высокой твердостью и улучшенной геометрической точностью.

Для соединений с зубчатыми колесами, шкивами или муфтами часто применяются втулки тапербуш, которые обеспечивают надежное соединение благодаря конусной поверхности и не требуют точных допусков вала, что упрощает процесс производства и сборки.

Примечание и отказ от ответственности

Данная статья предназначена только для ознакомительных целей и содержит общую информацию о допусках и посадках валов и втулок. Все расчеты и рекомендации должны быть проверены квалифицированными инженерами с учетом конкретных условий применения.

При проектировании ответственных соединений необходимо обращаться к актуальным редакциям стандартов ISO и ГОСТ, а также проводить необходимые инженерные расчеты с учетом особенностей конструкции, материалов и условий эксплуатации.

Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия, связанные с использованием информации из данной статьи.

Источники:

  • ISO 286-1:2010 "Geometrical product specifications (GPS) — ISO code system for tolerances on linear sizes"
  • ГОСТ 25346-2013 "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски, отклонения и посадки"
  • ГОСТ 25347-2013 "Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Ряды допусков, предельные отклонения отверстий и валов"
  • Анурьев В.И. "Справочник конструктора-машиностроителя"
  • Орлов П.И. "Основы конструирования"

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.