1. Введение в маркировку подшипников
Правильная расшифровка маркировки подшипников является важным навыком для инженеров и технических специалистов. Маркировка содержит ключевую информацию о типе, размерах, точности, материалах и специальных характеристиках подшипника, что позволяет подобрать оптимальный вариант для конкретного применения. Стандарты маркировки разработаны международными организациями для унификации обозначений, однако существуют и некоторые различия между системами обозначений разных производителей.
Современная система маркировки подшипников основана на стандартах ISO, но также включает в себя элементы национальных стандартов различных стран. В данной статье рассматриваются наиболее распространенные системы маркировки и их расшифровка, особенности обозначений классов точности и внутренних зазоров, а также маркировка уплотнений и защитных элементов.
2. Основные системы обозначений подшипников
Существует несколько основных систем обозначений подшипников, используемых в мировой практике:
- Система ISO — международная система обозначений, принятая большинством мировых производителей;
- ГОСТ — российская система обозначений, во многом совместимая с ISO, но имеющая некоторые особенности;
- Системы крупных производителей (SKF, FAG, NSK, KOYO, NTN и др.) — основаны на ISO, но могут содержать дополнительные элементы.
Основная система маркировки ISO состоит из основного обозначения и дополнительных символов, которые добавляются до или после основного обозначения. Эта система позволяет закодировать все важные характеристики подшипника в компактную буквенно-цифровую маркировку.
3. Структура маркировки подшипников
Стандартное обозначение подшипника по ISO включает следующие элементы (слева направо):
- Префикс: обозначение специальных исполнений или материалов;
- Основное обозначение: тип подшипника, серия по размерам, внутренний диаметр;
- Суффикс: обозначение конструктивных особенностей, уплотнений, зазоров и т.д.
3.1. Обозначение типа подшипника
Первые символы маркировки (одна или две цифры или буквы) указывают на тип подшипника. Наиболее распространенные типы подшипников и их обозначения приведены в Таблице 9.1. Эти обозначения являются ключевыми для понимания конструкции и области применения подшипника.
Например, обозначения 6 или 60 указывают на радиальный шариковый подшипник, наиболее распространенный тип. Буква N в начале маркировки обычно указывает на роликовый цилиндрический подшипник. Цифра 7 обозначает радиально-упорный шариковый подшипник, а 2 — сферический роликовый подшипник.
3.2. Серии по размерам и внутренний диаметр
Вторая цифра в маркировке обычно указывает на серию по ширине/высоте подшипника. Серии варьируются от сверхлегкой (0) до тяжелой (4). Выбор серии влияет на грузоподъемность и габаритные размеры подшипника при одинаковом внутреннем диаметре.
Последние две цифры в основном обозначении указывают на внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром 20 мм и более, последние две цифры соответствуют диаметру в миллиметрах. Для подшипников меньшего размера (менее 20 мм) применяется система, где последние две цифры нужно умножить на 5, чтобы получить внутренний диаметр в миллиметрах.
Например, в маркировке 6204:
- 6 — шариковый радиальный однорядный подшипник;
- 2 — легкая серия по ширине/высоте;
- 04 — внутренний диаметр 20 мм.
А в маркировке 608:
- 6 — шариковый радиальный однорядный подшипник;
- 0 — сверхлегкая серия по ширине/высоте;
- 8 — поскольку диаметр менее 20 мм, то 8 × 5 = 40 мм (на самом деле это исключение, 608 имеет внутренний диаметр 8 мм).
3.3. Специальные исполнения и материалы
Помимо основного обозначения, маркировка часто содержит дополнительные символы, указывающие на специальные исполнения, материалы или конструктивные особенности. Эти обозначения обычно добавляются перед основным обозначением (префиксы) или после него (суффиксы).
Наиболее распространенные префиксы:
- E — подшипник с повышенными эксплуатационными характеристиками;
- W — коррозионностойкое исполнение;
- S — подшипник полностью из нержавеющей стали;
- HC — гибридный подшипник с керамическими телами качения;
- T — подшипник с покрытием для повышения износостойкости.
Суффиксы, обозначающие конструктивные особенности, включают:
- B — модификация внутренней конструкции;
- E — модификация наружной конструкции;
- NR — с канавкой под стопорное кольцо;
- J, M, TN, TVP — тип сепаратора (штампованный, латунный, полиамидный и т.д.).
4. Классы точности и внутренние зазоры
Точность подшипников и внутренние зазоры являются критически важными параметрами, влияющими на их работу в различных условиях. Эти параметры также кодируются в маркировке подшипников.
4.1. Классы точности и их применение
Класс точности подшипника обозначается буквой P с последующей цифрой. Стандартные классы точности приведены в Таблице 9.2. Чем ниже цифра после P, тем выше точность. Для большинства стандартных применений используется нормальный класс точности P0, который часто не указывается в маркировке.
Важно отметить соответствие между стандартами ISO и американскими стандартами ABEC (для шариковых) и RBEC (для роликовых):
- P0 соответствует ABEC-1/RBEC-1;
- P6 соответствует ABEC-3/RBEC-3;
- P5 соответствует ABEC-5/RBEC-5;
- P4 соответствует ABEC-7/RBEC-7;
- P2 соответствует ABEC-9/RBEC-9.
Выбор класса точности зависит от требований к скорости вращения, уровню шума, вибрации и точности позиционирования. Например, для высокоскоростных шпинделей станков используются подшипники классов P4-P2, а для общего машиностроения — P0.
4.2. Внутренние зазоры и предварительный натяг
Внутренний радиальный зазор подшипника — это величина свободного перемещения наружного кольца относительно внутреннего. Этот параметр обозначается буквой C с последующей цифрой:
- C1 — зазор меньше нормального;
- C2 — зазор меньше нормального (но больше C1);
- C0 (CN) — нормальный зазор (часто не указывается);
- C3 — зазор больше нормального;
- C4 — зазор значительно больше нормального;
- C5 — максимальный зазор.
Выбор группы зазора зависит от условий эксплуатации, особенно от температурного режима. При работе подшипника его температура повышается, что приводит к тепловому расширению колец и уменьшению зазора. Поэтому для высокотемпературных применений обычно выбирают подшипники с увеличенным зазором (C3, C4, C5).
Для некоторых применений используются подшипники с предварительным натягом, который обозначается буквами L (легкий), M (средний) или H (тяжелый). Предварительный натяг повышает жесткость подшипникового узла и точность позиционирования, но увеличивает трение и тепловыделение.
5. Уплотнения и защитные элементы
Уплотнения и защитные элементы играют важную роль в обеспечении долговечности подшипников, защищая их от загрязнений и предотвращая утечку смазки.
5.1. Типы уплотнений и их характеристики
В маркировке подшипников применяются следующие обозначения для различных типов уплотнений и защитных элементов:
- Z, ZZ (2Z) — одна или две металлические защитные шайбы. Не контактируют с внутренним кольцом, обеспечивают защиту от крупных частиц без увеличения трения;
- RS, 2RS — одно или два контактных резиновых уплотнения. Обеспечивают высокую степень защиты от загрязнений и влаги, но увеличивают трение;
- RSL, 2RSL — уплотнения с пониженным трением. Компромиссный вариант между защитой и сохранением низкого трения;
- RZ — бесконтактные уплотнения. Обеспечивают умеренную защиту при минимальном увеличении трения.
Выбор типа уплотнения зависит от условий эксплуатации, включая скорость вращения, наличие загрязнений, требования к трению и тепловыделению. Например, для высокоскоростных приложений в чистой среде рекомендуются шайбы Z, а для работы в загрязненной среде на низких скоростях — уплотнения 2RS.
5.2. Материалы уплотнений и рабочие условия
Материал уплотнений оказывает значительное влияние на их рабочие характеристики, особенно в экстремальных условиях. Основные материалы уплотнений и их характеристики приведены в Таблице 9.3. Наиболее распространенные материалы:
- NBR (нитрил-бутадиеновый каучук) — стандартный материал для большинства подшипников, работающий в температурном диапазоне от -30°C до +110°C;
- FKM (фторкаучук, Viton) — применяется для высокотемпературных приложений до +200°C и в агрессивных средах;
- PTFE (политетрафторэтилен) — обеспечивает наибольший температурный диапазон от -200°C до +260°C и высокую химическую стойкость;
- HNBR (гидрированный нитрильный каучук) — улучшенная версия NBR с повышенной термостойкостью до +150°C и износостойкостью.
При выборе подшипника с уплотнениями необходимо учитывать не только степень защиты, но и влияние уплотнений на момент трения и допустимую скорость вращения. Как правило, контактные уплотнения 2RS увеличивают трение на 30-50%, что может быть критичным для высокоскоростных приложений.
6. Примеры расшифровки полного обозначения
Рассмотрим несколько примеров полной расшифровки маркировки подшипников:
6204-2RS C3:
- 6 — шариковый радиальный однорядный подшипник;
- 2 — легкая серия по ширине/высоте;
- 04 — внутренний диаметр 20 мм;
- 2RS — два контактных резиновых уплотнения;
- C3 — внутренний зазор больше нормального.
Это шариковый радиальный подшипник легкой серии с внутренним диаметром 20 мм, оснащенный двумя контактными резиновыми уплотнениями и имеющий увеличенный внутренний зазор для работы при повышенных температурах.
7308 B TVP P5:
- 7 — радиально-упорный шариковый подшипник;
- 3 — средняя серия по ширине/высоте;
- 08 — внутренний диаметр 40 мм;
- B — модифицированная внутренняя конструкция;
- TVP — полиамидный сепаратор, направляемый по телам качения;
- P5 — высокий класс точности.
Это радиально-упорный шариковый подшипник средней серии с внутренним диаметром 40 мм, с модифицированной внутренней конструкцией, с полиамидным сепаратором и высоким классом точности для прецизионных применений.
NU308 E M C4:
- NU — роликовый цилиндрический подшипник с выступающим наружным кольцом;
- 3 — средняя серия по ширине/высоте;
- 08 — внутренний диаметр 40 мм;
- E — модифицированная наружная конструкция;
- M — латунный массивный сепаратор;
- C4 — внутренний зазор значительно больше нормального.
Это роликовый цилиндрический подшипник средней серии с внутренним диаметром 40 мм, с модифицированной наружной конструкцией, с латунным сепаратором и значительно увеличенным внутренним зазором для работы в тяжелых условиях с высокими температурами.
7. Особенности маркировки различных производителей
Хотя система ISO является основной для большинства производителей, существуют некоторые особенности маркировки у разных компаний:
SKF использует некоторые дополнительные обозначения, например:
- W — нержавеющая сталь;
- WS — подшипник полностью из нержавеющей стали;
- HC — керамические тела качения;
- VA — подшипник с пониженным уровнем шума;
- RSL — контактное уплотнение с низким трением.
NSK имеет свои особенности маркировки:
- DDU — двухстороннее контактное уплотнение (аналог 2RS);
- ZZ — две защитные шайбы (аналог 2Z);
- VV — две неконтактные шайбы (вариант ZZ);
- EC — гибридный подшипник с керамическими телами качения.
FAG (Schaeffler) использует следующие обозначения:
- TVP — полиамидный сепаратор;
- M — латунный сепаратор;
- 2RSR — двустороннее уплотнение;
- HCB — керамические тела качения.
KOYO применяет такие обозначения как:
- 2RD — двустороннее уплотнение;
- 2TS — двустороннее уплотнение для высоких температур;
- ZS — защитная шайба;
- 1J — сепаратор из штампованной стали.
При выборе подшипника важно учитывать не только стандартные обозначения ISO, но и особенности маркировки конкретного производителя, которые могут содержать дополнительную информацию о специальных характеристиках или исполнениях.