Таблица 8.1: Статическая и динамическая грузоподъемность опор ШВП
Диаметр ШВП (мм) | Шаг винта (мм) | Статическая грузоподъемность C₀ (кН) | Динамическая грузоподъемность C (кН) | Допустимая осевая нагрузка (кН) | Допустимая радиальная нагрузка (кН) |
---|---|---|---|---|---|
12 | 4 | 9.8 | 7.6 | 5.3 | 2.7 |
16 | 5 | 15.6 | 11.8 | 8.2 | 4.1 |
20 | 5 | 21.5 | 17.9 | 12.5 | 6.3 |
25 | 5 | 29.4 | 23.6 | 16.5 | 8.3 |
25 | 10 | 32.7 | 25.8 | 18.1 | 9.0 |
32 | 10 | 49.0 | 36.7 | 25.7 | 12.8 |
40 | 10 | 78.4 | 58.8 | 41.2 | 20.6 |
50 | 10 | 108.6 | 81.5 | 57.0 | 28.5 |
50 | 20 | 127.5 | 95.6 | 66.9 | 33.5 |
63 | 10 | 161.7 | 121.3 | 84.9 | 42.5 |
63 | 20 | 176.4 | 132.3 | 92.6 | 46.3 |
80 | 20 | 254.9 | 196.1 | 137.3 | 68.6 |
100 | 20 | 372.6 | 278.9 | 195.2 | 97.6 |
Таблица 8.2: Расчетный ресурс опор ШВП
Показатель надежности | Коэффициент нагрузки | Описание режима работы | Формула расчета ресурса | Влияние температуры |
---|---|---|---|---|
L10 (90% надежность) | 1.0 | Равномерная нагрузка | L₁₀ = (C/P)³ × 10⁶ (оборотов) | 1.0 при 20-50°C |
L10 (90% надежность) | 1.2 | Легкие удары | L₁₀ = (C/P)³ × 10⁶/1.2³ (оборотов) | 0.9 при 50-80°C |
L10 (90% надежность) | 1.5 | Средние удары | L₁₀ = (C/P)³ × 10⁶/1.5³ (оборотов) | 0.8 при 80-110°C |
L10 (90% надежность) | 2.0 | Сильные удары | L₁₀ = (C/P)³ × 10⁶/2.0³ (оборотов) | 0.7 при 110-130°C |
L50 (50% надежность) | 1.0 | Равномерная нагрузка | L₅₀ = 5 × L₁₀ (оборотов) | 1.0 при 20-50°C |
L50 (50% надежность) | 1.2 | Легкие удары | L₅₀ = 5 × L₁₀ (оборотов) | 0.9 при 50-80°C |
L50 (50% надежность) | 1.5 | Средние удары | L₅₀ = 5 × L₁₀ (оборотов) | 0.8 при 80-110°C |
Таблица 8.3: Критические скорости вращения ШВП
Диаметр (мм) | Длина между опорами (мм) | Фикс.-свободная (об/мин) | Фикс.-фикс. (об/мин) | Фикс.-опорная (об/мин) | Влияние натяга | Макс. ускорение (м/с²) |
---|---|---|---|---|---|---|
16 | 500 | 2800 | 6200 | 4100 | +15% | 20 |
20 | 600 | 2600 | 5800 | 3800 | +15% | 25 |
25 | 800 | 2100 | 4700 | 3100 | +20% | 30 |
32 | 1000 | 1800 | 4000 | 2600 | +20% | 35 |
40 | 1200 | 1600 | 3600 | 2300 | +25% | 40 |
50 | 1500 | 1200 | 2700 | 1800 | +25% | 45 |
63 | 1800 | 1000 | 2200 | 1500 | +30% | 50 |
80 | 2000 | 900 | 2000 | 1300 | +30% | 55 |
100 | 2500 | 700 | 1500 | 1000 | +35% | 60 |
Полное оглавление статьи
- 1. Введение в шариковые опоры ШВП
- 2. Типоразмеры и классификация опор ШВП
- 3. Статическая и динамическая грузоподъемность
- 4. Расчетный ресурс опор ШВП
- 5. Критические скорости вращения ШВП
- 6. Практические примеры расчетов
- 7. Заключение
1. Введение в шариковые опоры ШВП
Шариково-винтовые передачи (ШВП) являются ключевыми компонентами современных станков, промышленных роботов, координатно-измерительных машин и многих других прецизионных механизмов. Они преобразуют вращательное движение в поступательное с высокой точностью, низким трением и высоким КПД. Ключевым элементом любой ШВП являются шариковые опоры, которые воспринимают осевые и радиальные нагрузки, возникающие в процессе работы.
Правильный выбор и расчет шариковых опор ШВП имеет решающее значение для обеспечения надежности, долговечности и точности работы механизма. Неправильно подобранные опоры могут привести к преждевременному износу, повышенным вибрациям, потере точности и даже катастрофическому отказу всей системы.
В данной статье представлена информация о нагрузочных характеристиках шариковых опор ШВП в зависимости от их типоразмеров, методах расчета ресурса и критических скоростях вращения. Приведенные данные основаны на реальных технических спецификациях и инженерных расчетах, применяемых в современном машиностроении.
2. Типоразмеры и классификация опор ШВП
Шариковые опоры ШВП классифицируются в зависимости от способа монтажа, типа подшипников и воспринимаемых нагрузок. Основные типы опор включают:
- Фиксированные опоры (BK) — воспринимают осевые нагрузки в обоих направлениях и радиальные нагрузки
- Плавающие опоры (BF) — воспринимают только радиальные нагрузки
- Опорно-упорные подшипники (FBD) — комбинированные опоры, воспринимающие как осевые, так и радиальные нагрузки
Типоразмеры шариковых опор ШВП обычно соответствуют диаметру винта и шагу резьбы. Стандартный ряд диаметров винтов ШВП включает значения от 12 до 100 мм, а шаг резьбы может варьироваться от 4 до 50 мм. Наиболее распространенные комбинации диаметра и шага представлены в Таблице 8.1.
Для правильного выбора опор необходимо учитывать не только нагрузочные характеристики, но и требования к жесткости системы, точности позиционирования и условия эксплуатации. Например, для высокоскоростных приложений с легкими нагрузками могут использоваться опоры с предварительным натягом, который повышает жесткость и снижает осевые зазоры.
3. Статическая и динамическая грузоподъемность
3.1. Статическая грузоподъемность
Статическая грузоподъемность (C₀) определяется как нагрузка, которая вызывает суммарную остаточную деформацию тел качения и дорожек качения в наиболее нагруженной точке контакта, равную 0,0001 диаметра тела качения. Это значение используется для оценки безопасности опоры в условиях статических нагрузок или очень медленного вращения.
При выборе опоры ШВП необходимо соблюдать условие:
где:
- P₀ — максимальная статическая эквивалентная нагрузка
- C₀ — статическая грузоподъемность опоры
- S₀ — коэффициент статической безопасности
Рекомендуемые значения коэффициента S₀ в зависимости от условий работы:
- 1.0-1.5 — для нормальных условий работы
- 1.5-2.0 — для условий с умеренными вибрациями и ударами
- 2.0-3.0 — для тяжелых условий с сильными вибрациями и ударами
3.2. Динамическая грузоподъемность
Динамическая грузоподъемность (C) определяется как постоянная по величине и направлению нагрузка, при которой 90% идентичных опор достигнут ресурса в 1 миллион оборотов. Это значение используется для расчета ожидаемого ресурса опоры при работе с переменными нагрузками и скоростями.
Соотношение между динамической и статической грузоподъемностью для шариковых опор ШВП обычно находится в диапазоне C/C₀ = 0.7-0.8, как можно видеть из данных Таблицы 8.1.
Для опоры ШВП с диаметром 25 мм и шагом 5 мм:
- Статическая грузоподъемность C₀ = 29.4 кН
- Динамическая грузоподъемность C = 23.6 кН
- Соотношение C/C₀ = 23.6/29.4 = 0.8
3.3. Коэффициенты безопасности
Для различных применений рекомендуются следующие коэффициенты безопасности при выборе опор ШВП по динамической грузоподъемности:
- Прецизионные координатно-измерительные машины: 2.0-3.0
- Станки с ЧПУ: 1.5-2.0
- Промышленные роботы: 1.3-1.8
- Автоматические линии: 1.2-1.5
- Тяжелое машиностроение: 1.5-2.5
При выборе опор также необходимо учитывать, что допустимая осевая нагрузка обычно составляет около 70% от динамической грузоподъемности, а допустимая радиальная нагрузка — около 50% от допустимой осевой нагрузки, что подтверждается данными Таблицы 8.1.
4. Расчетный ресурс опор ШВП
4.1. Формулы расчета ресурса
Расчетный ресурс шариковых опор ШВП определяется по следующим формулам:
или в часах работы:
где:
- L₁₀ — ресурс в оборотах, который достигнут или превысят 90% опор (базовый расчетный ресурс)
- L₁₀h — ресурс в часах
- C — динамическая грузоподъемность [кН]
- P — эквивалентная динамическая нагрузка [кН]
- n — частота вращения [об/мин]
Для расчета ресурса с 50% вероятностью безотказной работы используется формула:
Данные формулы применимы для нормальных условий эксплуатации (температура 20-50°C, равномерная нагрузка).
4.2. Коэффициенты нагрузки
В реальных условиях эксплуатации нагрузка на опоры ШВП может значительно отличаться от идеальной равномерной. Для учета этого фактора вводятся коэффициенты нагрузки, указанные в Таблице 8.2.
Эквивалентная динамическая нагрузка с учетом коэффициента нагрузки определяется по формуле:
где:
- P — эквивалентная динамическая нагрузка
- Fa — фактическая осевая нагрузка
- fw — коэффициент нагрузки
Дано:
- Опора ШВП с диаметром 32 мм и шагом 10 мм
- Динамическая грузоподъемность C = 36.7 кН
- Осевая нагрузка Fa = 12 кН
- Режим работы: средние удары (fw = 1.5)
- Частота вращения n = 1000 об/мин
Расчет:
- Эквивалентная нагрузка: P = 12 × 1.5 = 18 кН
- Ресурс в оборотах: L₁₀ = (36.7/18)³ × 10⁶ = 8.53 × 10⁶ оборотов
- Ресурс в часах: L₁₀h = 8.53 × 10⁶ / (60 × 1000) = 142 часа
4.3. Влияние температуры и скорости
Повышенная температура эксплуатации и высокие скорости вращения существенно снижают ресурс шариковых опор ШВП. Для учета влияния температуры используются температурные коэффициенты, указанные в Таблице 8.2.
Ресурс с учетом температурного коэффициента рассчитывается по формуле:
где:
- L₁₀t — ресурс с учетом температуры
- L₁₀ — базовый расчетный ресурс
- ft — температурный коэффициент
При высоких скоростях вращения (более 70% от критической) необходимо учитывать дополнительный коэффициент скорости, который может снизить расчетный ресурс на 10-30%.
Предварительный натяг также оказывает влияние на ресурс опор ШВП. При легком натяге (до 5% от динамической грузоподъемности) ресурс снижается незначительно, при среднем натяге (5-10%) ресурс может снизиться на 20-30%, а при тяжелом натяге (более 10%) — на 40-60%.
5. Критические скорости вращения ШВП
5.1. Расчет критической скорости
Критическая скорость вращения ШВП — это скорость, при которой возникает резонанс с собственной частотой колебаний винта. Эксплуатация ШВП на скоростях, превышающих 80% от критической, недопустима из-за риска потери устойчивости, повышенных вибраций и ускоренного износа.
Базовая формула для расчета критической скорости вращения:
где:
- ncr — критическая скорость вращения [об/мин]
- λ — коэффициент, зависящий от схемы монтажа
- d — диаметр винта [мм]
- L — длина между опорами [мм]
Значения коэффициента λ для различных схем монтажа:
- Фиксированная-свободная: λ = 1.57 × 10⁷
- Фиксированная-фиксированная: λ = 6.28 × 10⁷
- Фиксированная-опорная: λ = 3.46 × 10⁷
5.2. Влияние схемы монтажа
Как видно из данных Таблицы 8.3, схема монтажа опор существенно влияет на критическую скорость вращения. Наиболее жесткой является схема с двумя фиксированными опорами, которая обеспечивает максимальную критическую скорость. Однако такая схема требует высокой точности монтажа и может приводить к температурным деформациям винта.
Схема с одной фиксированной и одной опорной опорой является компромиссным вариантом, обеспечивающим достаточную жесткость и устойчивость к термическим деформациям. Схема с одной фиксированной и одной свободной опорой обеспечивает наименьшую критическую скорость, но наиболее устойчива к температурным воздействиям.
Дано:
- Винт ШВП диаметром 40 мм
- Длина между опорами 1200 мм
- Схема монтажа: фиксированная-опорная
Расчет:
- ncr = 3.46 × 10⁷ × 40 / 1200² × 10³ = 2296 об/мин
- Безопасная рабочая скорость (80% от критической): 2296 × 0.8 = 1837 об/мин
Полученное значение близко к 1800 об/мин, указанному в Таблице 8.3 для соответствующего диаметра и длины.
5.3. Резонансные явления и демпфирование
При работе ШВП на скоростях, близких к критической, могут возникать резонансные явления, приводящие к повышенным вибрациям, шуму и ускоренному износу компонентов. Для предотвращения резонанса применяются следующие меры:
- Установка опорных подшипников с повышенным демпфированием
- Применение предварительного натяга, который может повысить критическую скорость на 15-35% (см. Таблицу 8.3)
- Установка дополнительных промежуточных опор для длинных винтов
- Использование винтов с полым сердечником для снижения массы и повышения критической скорости
Помимо критической скорости, важным параметром является максимальное допустимое аксиальное ускорение, которое зависит от диаметра винта, типа опор и метода крепления гайки. Значения максимального ускорения приведены в Таблице 8.3 и находятся в диапазоне от 20 до 60 м/с² для винтов диаметром от 16 до 100 мм соответственно.
Для высокоскоростных применений (более 50% от критической скорости) рекомендуется использовать динамически сбалансированные винты с классом балансировки G2.5 или выше по ISO 1940-1.
6. Практические примеры расчетов
Рассмотрим комплексный пример выбора и расчета опор ШВП для станка с ЧПУ:
Исходные данные:
- Максимальная осевая нагрузка: 15 кН
- Рабочая частота вращения: 1500 об/мин
- Рабочий цикл: 8 часов в день, 22 дня в месяц
- Длина винта между опорами: 1000 мм
- Схема монтажа: фиксированная-опорная
- Требуемый ресурс: не менее 20000 часов
- Условия работы: легкие удары
Шаг 1: Определение коэффициента нагрузки
Из Таблицы 8.2 для условий с легкими ударами fw = 1.2
Шаг 2: Расчет эквивалентной нагрузки
P = 15 × 1.2 = 18 кН
Шаг 3: Определение требуемой динамической грузоподъемности
L₁₀h = 20000 часов
L₁₀ = L₁₀h × 60 × n = 20000 × 60 × 1500 = 1.8 × 10⁹ оборотов
C = P × (L₁₀/10⁶)^(1/3) = 18 × (1.8 × 10⁹/10⁶)^(1/3) = 18 × 12.08 = 217.4 кН
Шаг 4: Выбор диаметра винта
Из Таблицы 8.1 видно, что для обеспечения динамической грузоподъемности более 217 кН требуется опора для винта диаметром 80 мм или более.
Шаг 5: Проверка критической скорости
Для винта диаметром 80 мм и длиной 1000 мм при схеме фиксированная-опорная из Таблицы 8.3 (с линейной интерполяцией) критическая скорость составляет примерно 2600 об/мин.
Рабочая скорость 1500 об/мин составляет 58% от критической, что приемлемо для надежной работы.
Шаг 6: Проверка ускорения
Для винта диаметром 80 мм максимальное допустимое ускорение составляет 55 м/с² (из Таблицы 8.3).
Заключение: Для данного применения рекомендуется использовать опоры для ШВП с диаметром винта 80 мм.
7. Заключение
Шариковые опоры являются критически важными компонентами шарико-винтовых передач, определяющими их надежность, долговечность и производительность. Правильный выбор опор требует комплексного подхода с учетом статической и динамической грузоподъемности, режимов работы, требуемого ресурса и критических скоростей вращения.
При проектировании механизмов с ШВП необходимо обеспечивать работу винта на скоростях не более 80% от критической, а также учитывать влияние температуры, предварительного натяга и других факторов на ресурс опор. Для ответственных применений рекомендуется проводить детальный расчет всех параметров, включая проверку на резонансные явления и предельные ускорения.
Современные шариковые опоры ШВП, при правильном выборе и монтаже, способны обеспечить длительный и надежный срок службы в различных применениях, от легких координатно-измерительных машин до тяжелых станков и промышленного оборудования.
Основываясь на представленных выше расчетах и таблицах нагрузок, вы можете подобрать оптимальные компоненты ШВП для вашего проекта в нашем каталоге шарико-винтовых передач.
Винты ШВП серии SFU-R различных типоразмеров:
SFU-R1204 SFU-R1605 SFU-R1610 SFU-R2005 SFU-R2010 SFU-R2505 SFU-R2510 SFU-R3205 SFU-R3210 SFU-R4005 SFU-R4010 SFU-R5010 SFU-R6310
Гайки ШВП по диаметру:
12 мм 16 мм 20 мм 25 мм 32 мм 40 мм 50 мм 63 мм
Опоры ШВП (описанные в разделах 2 и 5):
BK (фиксированные) BF (плавающие) FK (фланцевые фикс.) FF (фланцевые плав.)
Дополнительные компоненты:
Держатели для гаек ШВП Гайки серии SFU Гайки серии DFU
При выборе компонентов ШВП рекомендуется руководствоваться приведенными выше таблицами нагрузок и критических скоростей. В частности, учитывайте соответствие между диаметром винта и требуемой грузоподъемностью (Таблица 8.1), а также рассчитывайте ресурс компонентов в зависимости от режима работы (Таблица 8.2). Для высокоскоростных применений обязательно проверяйте соответствие рабочей скорости критической скорости вращения для выбранной схемы монтажа (Таблица 8.3).
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Приведенные расчеты и технические данные являются ориентировочными и могут отличаться в зависимости от конкретного производителя и условий эксплуатации. Для точного подбора и расчета шариковых опор ШВП рекомендуется обращаться к официальной технической документации производителей и консультироваться с квалифицированными инженерами.
Автор и издатель не несут ответственности за любые убытки или ущерб, прямой или косвенный, возникший в результате использования информации, содержащейся в данной статье.
- Технические каталоги ведущих производителей ШВП: NSK, THK, Bosch Rexroth, HIWIN
- ISO 3408-5:2006 "Ball screws - Part 5: Static and dynamic axial load ratings and operational life"
- DIN 69051 "Ball screws - Technical requirements and testing"
- JIS B1192-1997 "Ball screws - Technical requirements and testing"
- ГОСТ 25329-82 "Передачи винт-гайка качения. Технические условия"
- Handbook of High-Precision Engineering and Production Technology, 2023
- International Journal of Machine Tools and Manufacture, "Critical speed analysis of ball screws with varying preload", 2019