Меню

Таблицы расчета валов

  • 08.05.2025
  • Познавательное
Инженерное проектирование валов: расчеты, напряжения и оптимизация
Техническое руководство по расчету и проектированию валов с учетом критических частот и динамических нагрузок
Таблица 1. Допустимые напряжения для материалов валов
Материал Предел текучести σт, МПа Предел прочности σв, МПа Допустимое напряжение при статической нагрузке [σ], МПа Допустимое напряжение при переменной нагрузке [σ]дин, МПа
Сталь 45 (нормализация) 360 610 160-180 70-80
Сталь 45 (улучшение) 440 650 200-220 90-100
Сталь 40Х (улучшение) 650 900 280-300 120-130
Сталь 40ХН (улучшение) 800 1000 340-360 140-160
Сталь 30ХГСА (улучшение) 830 1080 350-370 150-170
Сталь 18ХГТ (цементация) 880 1150 370-390 180-200
Сталь 12ХН3А (цементация) 750 950 320-340 170-190
Таблица 2. Пределы выносливости для различных марок сталей
Материал и термообработка Предел выносливости при изгибе σ-1, МПа Предел выносливости при кручении τ-1, МПа Коэффициент влияния концентратора напряжений Kσ Эффективный коэффициент концентрации напряжений Kσэфф
Сталь 45 (нормализация) 270 160 1.8 1.5
Сталь 45 (улучшение) 310 180 1.9 1.6
Сталь 40Х (улучшение) 420 240 2.0 1.7
Сталь 40ХН (улучшение) 470 270 2.1 1.8
Сталь 30ХГСА (улучшение) 500 290 2.2 1.9
Сталь 18ХГТ (цементация) 550 320 1.7 1.4
Сталь 12ХН3А (цементация) 520 300 1.6 1.3
Примечание: Значения пределов выносливости приведены для полированных образцов без концентраторов напряжений. При наличии концентраторов (галтели, шпоночные пазы, канавки) необходимо учитывать коэффициенты концентрации напряжений.
Таблица 3. Критические частоты вращения валов
Тип вала и условия закрепления Формула для расчета первой критической частоты, об/мин Коэффициент К1 Отношение критических частот ω2/ω1 Отношение критических частот ω3/ω1
Вал на двух опорах (шарнирное закрепление) ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) π² 4.0 9.0
Вал консольный (одна жесткая заделка) ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) 3.52 6.27 17.55
Вал на двух опорах с жесткой заделкой обоих концов ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) 22.4 2.76 5.40
Вал на двух опорах с консолью на одном конце ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) 15.4* 3.24* 6.96*
Вал на двух опорах с консолями на обоих концах ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) 11.8* 3.44* 7.80*
* - значения зависят от длины консольных участков и требуют уточнения при конкретных соотношениях длин.
Где:
E - модуль упругости материала, Па
I - момент инерции сечения вала, м⁴
m - погонная масса вала, кг/м
L - характерная длина вала, м
Таблица 4. Динамические коэффициенты для валов
Тип привода Характер нагрузки Диапазон скоростей, об/мин Динамический коэффициент Kd
Электродвигатель Равномерная 0-1000 1.0-1.2
Электродвигатель Равномерная 1000-3000 1.2-1.5
Электродвигатель Переменная 0-1000 1.3-1.5
Электродвигатель Переменная 1000-3000 1.5-1.8
ДВС (4-6 цилиндров) Переменная 0-1000 1.5-1.8
ДВС (4-6 цилиндров) Переменная 1000-3000 1.8-2.2
ДВС (1-2 цилиндра) Ударная 0-1000 2.0-2.5
ДВС (1-2 цилиндра) Ударная 1000-3000 2.5-3.0
Кривошипно-шатунный механизм Ударная 0-500 2.5-3.0
Кривошипно-шатунный механизм Ударная 500-1500 3.0-3.5
Примечание: При приближении к критической частоте вращения (в диапазоне 0.7-1.3 от критической частоты) динамический коэффициент следует увеличить на 30-50%.
1. Введение в проектирование валов

Валы являются одними из важнейших элементов большинства машин и механизмов, обеспечивая передачу вращательного движения и крутящего момента между различными компонентами. Правильное проектирование валов имеет критическое значение для надежности, долговечности и эффективности машин в целом.

1.1. Основные функции и типы валов

Валы в машиностроении выполняют следующие основные функции:

  • Передача крутящего момента
  • Поддержка вращающихся деталей (шестерен, шкивов, роторов)
  • Обеспечение точного взаимного расположения деталей
  • В некоторых случаях – преобразование вращательного движения в другие виды движения

В зависимости от назначения и условий работы различают следующие типы валов:

  • Прямые валы – наиболее распространенный тип, имеющий постоянное или ступенчатое сечение по длине.
  • Коленчатые валы – применяются в двигателях внутреннего сгорания и компрессорах для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.
  • Гибкие валы – используются для передачи вращения между несоосными узлами.
  • Полые валы – обеспечивают высокую жесткость при меньшей массе или используются для размещения других элементов внутри.
  • Прецизионные валы – изготавливаются с высокой точностью для применения в прецизионных механизмах.
1.2. Требования к валам

К валам, в зависимости от их назначения, предъявляют следующие требования:

  • Прочность – способность противостоять действующим нагрузкам без разрушения и пластических деформаций.
  • Жесткость – способность сопротивляться упругим деформациям (прогибам, углам закручивания).
  • Выносливость – способность противостоять усталостному разрушению при циклических нагрузках.
  • Виброустойчивость – способность работать без чрезмерных вибраций, особенно вблизи критических частот.
  • Износостойкость – сопротивление изнашиванию в местах контакта с другими деталями.
  • Технологичность – возможность простого и экономичного изготовления.
1.3. Подход к проектированию

Проектирование валов обычно включает следующие этапы:

  1. Конструктивная проработка – выбор общей конфигурации вала, расположения опор, способов крепления деталей.
  2. Выбор материала – на основе требований к прочности, жесткости, весу и стоимости.
  3. Предварительный расчет размеров – исходя из условий прочности и жесткости.
  4. Проверочные расчеты – на статическую прочность, выносливость, жесткость, виброустойчивость.
  5. Корректировка конструкции – по результатам проверочных расчетов.
  6. Конструктивная доработка – разработка элементов для крепления деталей, переходных участков, технологических элементов.

При проектировании валов используются данные, представленные в приведенных выше таблицах, которые являются основой для расчетов и выбора оптимальных параметров вала.

2. Расчет напряжений в валах
2.1. Типы напряжений

В валах под действием внешних нагрузок возникают различные типы напряжений:

  • Нормальные напряжения изгиба (σи) – возникают от действия изгибающих моментов, создаваемых поперечными силами.
  • Касательные напряжения кручения (τк) – возникают от действия крутящих моментов.
  • Нормальные напряжения растяжения-сжатия (σр) – возникают от действия осевых сил (обычно имеют второстепенное значение).
  • Касательные напряжения среза (τср) – возникают от действия поперечных сил (обычно имеют второстепенное значение).

В большинстве случаев определяющими являются напряжения изгиба и кручения, поэтому основное внимание уделяется именно им.

2.2. Методика расчета

Расчет напряжений в валах обычно выполняется по следующей методике:

  1. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов по длине вала.
  2. Определение опасных сечений вала (с максимальными моментами).
  3. Расчет нормальных напряжений изгиба в опасных сечениях по формуле:
σи = Mи / Wx

где Mи – изгибающий момент, Wx – осевой момент сопротивления сечения.

  1. Расчет касательных напряжений кручения в опасных сечениях по формуле:
τк = Mк / Wp

где Mк – крутящий момент, Wp – полярный момент сопротивления сечения.

  1. Расчет эквивалентных напряжений по теории прочности. Для валов круглого сечения часто используют третью теорию прочности (теорию максимальных касательных напряжений):
σэкв = √(σи² + 4τк²)
  1. Проверка условия прочности:
σэкв ≤ [σ]

где [σ] – допустимое напряжение для материала вала (см. Таблицу 1).

2.3. Допустимые напряжения

Допустимые напряжения для валов зависят от:

  • Свойств материала (предела текучести, предела прочности)
  • Характера нагрузки (статическая, переменная, ударная)
  • Ответственности вала и требуемого коэффициента запаса
  • Условий эксплуатации (температура, агрессивная среда и т.д.)

Для статических нагрузок допустимые напряжения определяются по формуле:

[σ] = σт / n

где σт – предел текучести материала, n – коэффициент запаса прочности (обычно 1.5-2.5).

Для динамических (переменных) нагрузок допустимые напряжения определяются с учетом предела выносливости материала и всех факторов, влияющих на усталостную прочность. Значения допустимых напряжений для различных материалов приведены в Таблице 1.

3. Пределы выносливости материалов валов
3.1. Основы усталостной прочности

Усталость материала – процесс постепенного накопления повреждений в материале под действием повторно-переменных напряжений, приводящий к изменению свойств, образованию трещин, их развитию и разрушению.

Для характеристики сопротивления материала усталостному разрушению используют следующие показатели:

  • Предел выносливости (σ-1) – максимальное напряжение цикла, при котором материал может выдерживать практически неограниченное число циклов нагружения (обычно 106-107 циклов).
  • Предел выносливости при кручении (τ-1) – аналогичная характеристика для касательных напряжений кручения.

Для гладких полированных образцов из конструкционных сталей можно приближенно определить пределы выносливости по эмпирическим формулам:

σ-1 ≈ 0.43 · σв
τ-1 ≈ 0.58 · σ-1 ≈ 0.25 · σв

где σв – предел прочности материала.

3.2. Факторы, влияющие на выносливость

На выносливость валов влияют следующие основные факторы:

  • Концентраторы напряжений – пазы, отверстия, галтели, канавки, резьба и другие элементы, вызывающие локальное повышение напряжений. Количественно влияние концентраторов оценивается эффективным коэффициентом концентрации напряжений Kσэфф (см. Таблицу 2).
  • Размер детали – с увеличением размеров предел выносливости уменьшается. Влияние учитывается масштабным фактором Kd.
  • Состояние поверхности – шероховатость, наклеп, остаточные напряжения. Учитывается коэффициентом качества поверхности KF.
  • Среда эксплуатации – коррозия, температура, радиация и т.д.

Предел выносливости реальной детали (вала) с учетом всех влияющих факторов определяется по формуле:

σ-1D = σ-1 · (Kd · KF) / Kσэфф
3.3. Расчет на выносливость

Расчет валов на выносливость производится для наиболее нагруженных сечений и включает следующие этапы:

  1. Определение амплитудных и средних напряжений цикла.
  2. Определение предела выносливости детали с учетом всех влияющих факторов.
  3. Расчет коэффициента запаса по выносливости:
nσ = σ-1D / σa

где σa – амплитуда напряжений цикла.

При наличии как нормальных, так и касательных напряжений рассчитывают общий коэффициент запаса:

n = (nσ · nτ) / √(nσ² + nτ²)

где nτ – коэффициент запаса по касательным напряжениям.

Условие выносливости вала: n ≥ [n], где [n] – требуемый коэффициент запаса (обычно 1.5-2.5).

Значения пределов выносливости для различных марок сталей и коэффициенты концентрации напряжений приведены в Таблице 2.

4. Критические частоты вращения
4.1. Теоретические основы

Критическая частота вращения вала – это частота, при которой частота вынужденных колебаний вала совпадает с собственной частотой его поперечных колебаний, что приводит к явлению резонанса и резкому возрастанию амплитуды колебаний.

Вал имеет бесконечное множество собственных частот, но обычно наибольшее значение имеют первые 2-3 частоты. При совпадении частоты вращения вала с любой из его собственных частот наступает резонанс.

Физическая сущность явления заключается в том, что при критической частоте центробежные силы, вызванные несбалансированностью вала, совпадают по направлению с упругими силами, возникающими при прогибе вала. Это приводит к прогрессирующему увеличению прогиба и может вызвать разрушение вала или его опор.

4.2. Расчет критических частот

Для расчета первой критической частоты вращения вала используются формулы, приведенные в Таблице 3. Общий вид этих формул:

ω1 = 30 · K1 · √(EI/mL⁴)

где:

  • ω1 – первая критическая частота вращения, об/мин
  • K1 – коэффициент, зависящий от способа закрепления вала
  • E – модуль упругости материала вала, Па
  • I – момент инерции поперечного сечения вала, м⁴
  • m – погонная масса вала, кг/м
  • L – характерная длина вала, м

Для вала постоянного сечения с равномерно распределенной массой и простейшими условиями закрепления критические частоты могут быть рассчитаны аналитически. Для более сложных конфигураций используются численные методы (метод конечных элементов) или приближенные методы.

Последующие критические частоты связаны с первой соотношениями, приведенными в Таблице 3.

4.3. Меры по предотвращению резонанса

Для предотвращения резонансных явлений в валах применяют следующие меры:

  1. Рабочий режим вдали от критических частот – рабочая частота вращения должна отличаться от критической минимум на 30% (ω < 0.7·ωкр или ω > 1.3·ωкр).
  2. Повышение жесткости вала – увеличение диаметра или использование более жестких конструкций увеличивает критическую частоту.
  3. Изменение условий опирания – рациональное размещение опор повышает критическую частоту.
  4. Снижение массы вращающихся деталей – уменьшает центробежные силы и повышает критическую частоту.
  5. Тщательная балансировка – уменьшает возмущающие силы при вращении.
  6. Применение демпферов – в некоторых случаях используются специальные устройства для гашения колебаний.

В Таблице 3 приведены формулы и коэффициенты для расчета критических частот вращения валов различных конфигураций, которые следует использовать при проектировании.

5. Динамические коэффициенты
5.1. Происхождение динамических нагрузок

Динамические нагрузки в валах возникают из-за следующих факторов:

  • Неравномерность вращения – колебания угловой скорости из-за переменного момента сопротивления или непостоянства крутящего момента привода.
  • Несбалансированность вращающихся масс – вызывает центробежные силы, изменяющиеся по направлению.
  • Пульсации крутящего момента – особенно характерны для двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и других машин с цикличным рабочим процессом.
  • Ударные нагрузки – возникают при резком изменении режима работы (пуск, торможение, включение передач).
  • Вибрации – передающиеся от других узлов машины или от фундамента.
5.2. Оценка динамических нагрузок

Точный расчет динамических нагрузок часто сложен из-за многообразия влияющих факторов. Поэтому на практике применяют приближенную оценку с использованием динамических коэффициентов.

Динамический коэффициент Kd показывает, во сколько раз динамическая нагрузка превышает соответствующую статическую нагрузку:

Pдин = Kd · Pстат

Величина Kd зависит от:

  • Типа привода (электродвигатель, ДВС, турбина)
  • Характера нагрузки (равномерная, переменная, ударная)
  • Режима работы (частота вращения, близость к критической частоте)
  • Конструктивных особенностей машины

Значения динамических коэффициентов для различных условий работы приведены в Таблице 4.

5.3. Применение динамических коэффициентов

Динамические коэффициенты используются в расчетах валов следующим образом:

  1. При расчете на прочность – расчетные нагрузки получают умножением номинальных на динамический коэффициент:
Mрасч = Kd · Mном
  1. При расчете на выносливость – учитывают влияние динамических нагрузок на характер цикла напряжений.
  2. При расчете на жесткость – определяют динамические прогибы и углы закручивания.

При приближении частоты вращения к критической динамический коэффициент существенно возрастает. В диапазоне 0.7-1.3 от критической частоты динамический коэффициент следует увеличить на 30-50% от указанных в Таблице 4 значений.

Правильная оценка динамических нагрузок и применение соответствующих динамических коэффициентов позволяет обеспечить надежную работу валов в реальных условиях эксплуатации.

6. Рекомендации по конструированию
6.1. Геометрические соотношения

При проектировании валов рекомендуется придерживаться следующих геометрических соотношений:

  • Для ступенчатых валов: соотношение диаметров соседних ступеней di+1/di ≤ 1.5, чтобы избежать резкой концентрации напряжений.
  • Для галтелей: радиус галтели r ≥ 0.1d, где d – диаметр меньшей ступени.
  • Для шпоночных пазов: глубина паза не более 0.25d для обеспечения прочности вала.
  • Для отношения длины к диаметру: оптимальное значение L/d = 10-15 для обеспечения баланса между жесткостью и материалоемкостью.
  • Для полых валов: отношение внутреннего диаметра к наружному dвн/dнар = 0.5-0.7 для оптимального соотношения жесткости и массы.
6.2. Выбор и размещение опор

Правильный выбор и размещение опор имеет большое значение для работоспособности вала:

  • Расстояние между опорами должно быть минимально необходимым для размещения деталей на валу, но не слишком большим, чтобы обеспечить достаточную жесткость.
  • Тип подшипников выбирается в зависимости от нагрузок, скорости вращения и требуемой точности:
    • Радиальные шариковые подшипники – для радиальных нагрузок и средних скоростей.
    • Роликовые подшипники – для больших радиальных нагрузок.
    • Упорные подшипники – для осевых нагрузок.
    • Прецизионные подшипники – для высокой точности вращения.
  • Расположение нагрузок – тяжелые детали (шкивы, зубчатые колеса) следует располагать ближе к опорам для уменьшения изгибающих моментов.
  • Опорные участки вала должны иметь достаточную длину и выполняться с высокой точностью размеров и шероховатости поверхности.
6.3. Выбор материалов

Выбор материала вала зависит от его назначения, условий работы и требований к прочности:

  • Углеродистые стали (40, 45, 50) – для валов средней нагруженности, работающих при умеренных скоростях.
  • Легированные стали (40Х, 40ХН, 30ХГСА) – для тяжелонагруженных валов, работающих при повышенных скоростях.
  • Стали для цементации (18ХГТ, 12ХН3А) – для валов, требующих высокой поверхностной твердости при вязкой сердцевине.
  • Нержавеющие стали (14Х17Н2, 12Х18Н10Т) – для валов, работающих в агрессивных средах.
  • Титановые сплавы – для валов с высокими требованиями к удельной прочности и коррозионной стойкости.

Типичные термические обработки валов:

  • Нормализация – для получения однородной структуры и снятия внутренних напряжений.
  • Улучшение (закалка + высокий отпуск) – для получения высокой прочности при достаточной вязкости.
  • Поверхностная закалка (ТВЧ) – для повышения износостойкости рабочих поверхностей.
  • Цементация – для обеспечения высокой твердости поверхности при вязкой сердцевине.

Данные о механических свойствах материалов и допустимых напряжениях приведены в Таблицах 1 и 2.

7. Примеры расчетов
7.1. Расчет вала на статическую прочность

Задача: Рассчитать на статическую прочность вал редуктора, передающий крутящий момент Mк = 250 Н·м. Вал изготовлен из стали 45 (улучшение), установлен на двух опорах на расстоянии L = 400 мм. На валу установлена шестерня весом G = 150 Н на расстоянии a = 150 мм от левой опоры. От шестерни действует окружная сила Ft = 2500 Н и радиальная сила Fr = 900 Н.

Решение:

  1. Определяем реакции опор из условий равновесия:
RA = (Fr · (L-a) + G · (L-a) + Ft · a) / L = (900 · 250 + 150 · 250 + 2500 · 150) / 400 = 1531 Н
RB = (Fr · a + G · a - Ft · (L-a)) / L = (900 · 150 + 150 · 150 - 2500 · 250) / 400 = -1031 Н
  1. Находим максимальный изгибающий момент в месте установки шестерни:
Mmax = RA · a = 1531 · 0.15 = 230 Н·м
  1. Определяем диаметр вала из условия прочности по третьей теории прочности:
d ≥ ∛(16/π · √(Mmax² + 0.75Mк²) / [σ])

Из Таблицы 1 принимаем допустимое напряжение для стали 45 (улучшение) [σ] = 210 МПа:

d ≥ ∛(16/π · √(230² + 0.75 · 250²) / 210 · 10⁶) = 0.0313 м = 31.3 мм

Принимаем диаметр вала d = 35 мм.

  1. Проверяем фактический запас прочности:
W = πd³/32 = 3.14 · 0.035³/32 = 4.22 · 10⁻⁶ м³
σи = Mmax/W = 230/4.22 · 10⁻⁶ = 54.5 · 10⁶ Па = 54.5 МПа
τк = Mк/(2W) = 250/(2 · 4.22 · 10⁻⁶) = 29.6 · 10⁶ Па = 29.6 МПа
σэкв = √(σи² + 4τк²) = √(54.5² + 4 · 29.6²) = 85.4 МПа
n = [σ]/σэкв = 210/85.4 = 2.46

Полученный запас прочности n = 2.46 > 1.5, что удовлетворяет условию прочности.

7.2. Расчет вала на выносливость

Задача: Проверить на выносливость вал из предыдущего примера, если известно, что нагрузка является переменной во времени, а в месте установки шестерни имеется шпоночный паз.

Решение:

  1. Определяем предел выносливости материала вала. Для стали 45 (улучшение) с пределом прочности σв = 650 МПа:
σ-1 = 0.43 · σв = 0.43 · 650 = 280 МПа
τ-1 = 0.58 · σ-1 = 0.58 · 280 = 162 МПа
  1. Учитываем влияние концентратора напряжений (шпоночного паза). Из Таблицы 2 для стали 45 (улучшение) принимаем Kσэфф = 1.6:
  1. Учитываем влияние размера детали (масштабный фактор). Для вала диаметром 35 мм принимаем Kd = 0.85:
  1. Учитываем влияние качества поверхности. Для шлифованной поверхности принимаем KF = 0.9:
  1. Определяем предел выносливости вала с учетом всех факторов:
σ-1D = σ-1 · (Kd · KF) / Kσэфф = 280 · (0.85 · 0.9) / 1.6 = 134 МПа
τ-1D = τ-1 · (Kd · KF) / Kσэфф = 162 · (0.85 · 0.9) / 1.6 = 77.5 МПа
  1. Определяем амплитуды напряжений для симметричного цикла:
σa = σи = 54.5 МПа
τa = τк = 29.6 МПа
  1. Рассчитываем коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям:
nσ = σ-1Da = 134/54.5 = 2.46
nτ = τ-1Da = 77.5/29.6 = 2.62
  1. Определяем общий коэффициент запаса по выносливости:
n = (nσ · nτ) / √(nσ² + nτ²) = (2.46 · 2.62) / √(2.46² + 2.62²) = 1.8

Полученный запас выносливости n = 1.8 > [n] = 1.5, что удовлетворяет условию выносливости.

7.3. Расчет критической частоты вращения

Задача: Определить первую критическую частоту вращения вала из предыдущих примеров, если вал изготовлен из стали (E = 2.1 · 10¹¹ Па), имеет постоянное сечение диаметром d = 35 мм и установлен на двух шарнирных опорах на расстоянии L = 400 мм.

Решение:

  1. Определяем момент инерции сечения вала:
I = πd⁴/64 = 3.14 · 0.035⁴/64 = 7.37 · 10⁻⁸ м⁴
  1. Определяем погонную массу вала. Для стали с плотностью ρ = 7800 кг/м³:
m = ρ · πd²/4 = 7800 · 3.14 · 0.035²/4 = 7.49 кг/м
  1. Рассчитываем первую критическую частоту вращения по формуле из Таблицы 3 для вала на двух шарнирных опорах (K₁ = π²):
ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) = 30 · π² · √(2.1·10¹¹ · 7.37·10⁻⁸ / (7.49 · 0.4⁴)) = 30,090 об/мин

Полученная критическая частота значительно превышает обычные рабочие частоты вращения редукторных валов, что обеспечивает отсутствие резонансных явлений.

  1. Вторая и третья критические частоты (согласно Таблице 3):
ω₂ = 4.0 · ω₁ = 4.0 · 30,090 = 120,360 об/мин
ω₃ = 9.0 · ω₁ = 9.0 · 30,090 = 270,810 об/мин

Если к валу прикреплены массивные детали (шестерни, шкивы), критическая частота может существенно снизиться. В этом случае следует использовать более сложные методы расчета, учитывающие приведенные массы деталей.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Приведенные данные основаны на общепринятых инженерных методиках и могут требовать уточнения для конкретных условий эксплуатации. Автор и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за возможные последствия использования представленной информации без дополнительной проверки. При проектировании ответственных конструкций рекомендуется проводить полный комплекс инженерных расчетов и испытаний.

Источники информации:
  1. Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей машин: Справочник. – М.: Машиностроение, 1993.
  2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Академия, 2008.
  3. Кудрявцев В.Н. Детали машин. – Л.: Машиностроение, 1980.
  4. Решетов Д.Н. Детали машин. – М.: Машиностроение, 1989.
  5. Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2010.
  6. Сборник стандартов ГОСТ по валам и осям.
  7. Техническая документация компании Иннер Инжиниринг.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.