Материал | Предел текучести σт, МПа | Предел прочности σв, МПа | Допустимое напряжение при статической нагрузке [σ], МПа | Допустимое напряжение при переменной нагрузке [σ]дин, МПа |
---|---|---|---|---|
Сталь 45 (нормализация) | 360 | 610 | 160-180 | 70-80 |
Сталь 45 (улучшение) | 440 | 650 | 200-220 | 90-100 |
Сталь 40Х (улучшение) | 650 | 900 | 280-300 | 120-130 |
Сталь 40ХН (улучшение) | 800 | 1000 | 340-360 | 140-160 |
Сталь 30ХГСА (улучшение) | 830 | 1080 | 350-370 | 150-170 |
Сталь 18ХГТ (цементация) | 880 | 1150 | 370-390 | 180-200 |
Сталь 12ХН3А (цементация) | 750 | 950 | 320-340 | 170-190 |
Материал и термообработка | Предел выносливости при изгибе σ-1, МПа | Предел выносливости при кручении τ-1, МПа | Коэффициент влияния концентратора напряжений Kσ | Эффективный коэффициент концентрации напряжений Kσэфф |
---|---|---|---|---|
Сталь 45 (нормализация) | 270 | 160 | 1.8 | 1.5 |
Сталь 45 (улучшение) | 310 | 180 | 1.9 | 1.6 |
Сталь 40Х (улучшение) | 420 | 240 | 2.0 | 1.7 |
Сталь 40ХН (улучшение) | 470 | 270 | 2.1 | 1.8 |
Сталь 30ХГСА (улучшение) | 500 | 290 | 2.2 | 1.9 |
Сталь 18ХГТ (цементация) | 550 | 320 | 1.7 | 1.4 |
Сталь 12ХН3А (цементация) | 520 | 300 | 1.6 | 1.3 |
Тип вала и условия закрепления | Формула для расчета первой критической частоты, об/мин | Коэффициент К1 | Отношение критических частот ω2/ω1 | Отношение критических частот ω3/ω1 |
---|---|---|---|---|
Вал на двух опорах (шарнирное закрепление) | ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) | π² | 4.0 | 9.0 |
Вал консольный (одна жесткая заделка) | ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) | 3.52 | 6.27 | 17.55 |
Вал на двух опорах с жесткой заделкой обоих концов | ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) | 22.4 | 2.76 | 5.40 |
Вал на двух опорах с консолью на одном конце | ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) | 15.4* | 3.24* | 6.96* |
Вал на двух опорах с консолями на обоих концах | ω₁ = 30 · K₁ · √(EI/mL⁴) | 11.8* | 3.44* | 7.80* |
Где:
E - модуль упругости материала, Па
I - момент инерции сечения вала, м⁴
m - погонная масса вала, кг/м
L - характерная длина вала, м
Тип привода | Характер нагрузки | Диапазон скоростей, об/мин | Динамический коэффициент Kd |
---|---|---|---|
Электродвигатель | Равномерная | 0-1000 | 1.0-1.2 |
Электродвигатель | Равномерная | 1000-3000 | 1.2-1.5 |
Электродвигатель | Переменная | 0-1000 | 1.3-1.5 |
Электродвигатель | Переменная | 1000-3000 | 1.5-1.8 |
ДВС (4-6 цилиндров) | Переменная | 0-1000 | 1.5-1.8 |
ДВС (4-6 цилиндров) | Переменная | 1000-3000 | 1.8-2.2 |
ДВС (1-2 цилиндра) | Ударная | 0-1000 | 2.0-2.5 |
ДВС (1-2 цилиндра) | Ударная | 1000-3000 | 2.5-3.0 |
Кривошипно-шатунный механизм | Ударная | 0-500 | 2.5-3.0 |
Кривошипно-шатунный механизм | Ударная | 500-1500 | 3.0-3.5 |
Валы являются одними из важнейших элементов большинства машин и механизмов, обеспечивая передачу вращательного движения и крутящего момента между различными компонентами. Правильное проектирование валов имеет критическое значение для надежности, долговечности и эффективности машин в целом.
Валы в машиностроении выполняют следующие основные функции:
- Передача крутящего момента
- Поддержка вращающихся деталей (шестерен, шкивов, роторов)
- Обеспечение точного взаимного расположения деталей
- В некоторых случаях – преобразование вращательного движения в другие виды движения
В зависимости от назначения и условий работы различают следующие типы валов:
- Прямые валы – наиболее распространенный тип, имеющий постоянное или ступенчатое сечение по длине.
- Коленчатые валы – применяются в двигателях внутреннего сгорания и компрессорах для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.
- Гибкие валы – используются для передачи вращения между несоосными узлами.
- Полые валы – обеспечивают высокую жесткость при меньшей массе или используются для размещения других элементов внутри.
- Прецизионные валы – изготавливаются с высокой точностью для применения в прецизионных механизмах.
К валам, в зависимости от их назначения, предъявляют следующие требования:
- Прочность – способность противостоять действующим нагрузкам без разрушения и пластических деформаций.
- Жесткость – способность сопротивляться упругим деформациям (прогибам, углам закручивания).
- Выносливость – способность противостоять усталостному разрушению при циклических нагрузках.
- Виброустойчивость – способность работать без чрезмерных вибраций, особенно вблизи критических частот.
- Износостойкость – сопротивление изнашиванию в местах контакта с другими деталями.
- Технологичность – возможность простого и экономичного изготовления.
Проектирование валов обычно включает следующие этапы:
- Конструктивная проработка – выбор общей конфигурации вала, расположения опор, способов крепления деталей.
- Выбор материала – на основе требований к прочности, жесткости, весу и стоимости.
- Предварительный расчет размеров – исходя из условий прочности и жесткости.
- Проверочные расчеты – на статическую прочность, выносливость, жесткость, виброустойчивость.
- Корректировка конструкции – по результатам проверочных расчетов.
- Конструктивная доработка – разработка элементов для крепления деталей, переходных участков, технологических элементов.
При проектировании валов используются данные, представленные в приведенных выше таблицах, которые являются основой для расчетов и выбора оптимальных параметров вала.
В валах под действием внешних нагрузок возникают различные типы напряжений:
- Нормальные напряжения изгиба (σи) – возникают от действия изгибающих моментов, создаваемых поперечными силами.
- Касательные напряжения кручения (τк) – возникают от действия крутящих моментов.
- Нормальные напряжения растяжения-сжатия (σр) – возникают от действия осевых сил (обычно имеют второстепенное значение).
- Касательные напряжения среза (τср) – возникают от действия поперечных сил (обычно имеют второстепенное значение).
В большинстве случаев определяющими являются напряжения изгиба и кручения, поэтому основное внимание уделяется именно им.
Расчет напряжений в валах обычно выполняется по следующей методике:
- Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов по длине вала.
- Определение опасных сечений вала (с максимальными моментами).
- Расчет нормальных напряжений изгиба в опасных сечениях по формуле:
где Mи – изгибающий момент, Wx – осевой момент сопротивления сечения.
- Расчет касательных напряжений кручения в опасных сечениях по формуле:
где Mк – крутящий момент, Wp – полярный момент сопротивления сечения.
- Расчет эквивалентных напряжений по теории прочности. Для валов круглого сечения часто используют третью теорию прочности (теорию максимальных касательных напряжений):
- Проверка условия прочности:
где [σ] – допустимое напряжение для материала вала (см. Таблицу 1).
Допустимые напряжения для валов зависят от:
- Свойств материала (предела текучести, предела прочности)
- Характера нагрузки (статическая, переменная, ударная)
- Ответственности вала и требуемого коэффициента запаса
- Условий эксплуатации (температура, агрессивная среда и т.д.)
Для статических нагрузок допустимые напряжения определяются по формуле:
где σт – предел текучести материала, n – коэффициент запаса прочности (обычно 1.5-2.5).
Для динамических (переменных) нагрузок допустимые напряжения определяются с учетом предела выносливости материала и всех факторов, влияющих на усталостную прочность. Значения допустимых напряжений для различных материалов приведены в Таблице 1.
Усталость материала – процесс постепенного накопления повреждений в материале под действием повторно-переменных напряжений, приводящий к изменению свойств, образованию трещин, их развитию и разрушению.
Для характеристики сопротивления материала усталостному разрушению используют следующие показатели:
- Предел выносливости (σ-1) – максимальное напряжение цикла, при котором материал может выдерживать практически неограниченное число циклов нагружения (обычно 106-107 циклов).
- Предел выносливости при кручении (τ-1) – аналогичная характеристика для касательных напряжений кручения.
Для гладких полированных образцов из конструкционных сталей можно приближенно определить пределы выносливости по эмпирическим формулам:
где σв – предел прочности материала.
На выносливость валов влияют следующие основные факторы:
- Концентраторы напряжений – пазы, отверстия, галтели, канавки, резьба и другие элементы, вызывающие локальное повышение напряжений. Количественно влияние концентраторов оценивается эффективным коэффициентом концентрации напряжений Kσэфф (см. Таблицу 2).
- Размер детали – с увеличением размеров предел выносливости уменьшается. Влияние учитывается масштабным фактором Kd.
- Состояние поверхности – шероховатость, наклеп, остаточные напряжения. Учитывается коэффициентом качества поверхности KF.
- Среда эксплуатации – коррозия, температура, радиация и т.д.
Предел выносливости реальной детали (вала) с учетом всех влияющих факторов определяется по формуле:
Расчет валов на выносливость производится для наиболее нагруженных сечений и включает следующие этапы:
- Определение амплитудных и средних напряжений цикла.
- Определение предела выносливости детали с учетом всех влияющих факторов.
- Расчет коэффициента запаса по выносливости:
где σa – амплитуда напряжений цикла.
При наличии как нормальных, так и касательных напряжений рассчитывают общий коэффициент запаса:
где nτ – коэффициент запаса по касательным напряжениям.
Условие выносливости вала: n ≥ [n], где [n] – требуемый коэффициент запаса (обычно 1.5-2.5).
Значения пределов выносливости для различных марок сталей и коэффициенты концентрации напряжений приведены в Таблице 2.
Критическая частота вращения вала – это частота, при которой частота вынужденных колебаний вала совпадает с собственной частотой его поперечных колебаний, что приводит к явлению резонанса и резкому возрастанию амплитуды колебаний.
Вал имеет бесконечное множество собственных частот, но обычно наибольшее значение имеют первые 2-3 частоты. При совпадении частоты вращения вала с любой из его собственных частот наступает резонанс.
Физическая сущность явления заключается в том, что при критической частоте центробежные силы, вызванные несбалансированностью вала, совпадают по направлению с упругими силами, возникающими при прогибе вала. Это приводит к прогрессирующему увеличению прогиба и может вызвать разрушение вала или его опор.
Для расчета первой критической частоты вращения вала используются формулы, приведенные в Таблице 3. Общий вид этих формул:
где:
- ω1 – первая критическая частота вращения, об/мин
- K1 – коэффициент, зависящий от способа закрепления вала
- E – модуль упругости материала вала, Па
- I – момент инерции поперечного сечения вала, м⁴
- m – погонная масса вала, кг/м
- L – характерная длина вала, м
Для вала постоянного сечения с равномерно распределенной массой и простейшими условиями закрепления критические частоты могут быть рассчитаны аналитически. Для более сложных конфигураций используются численные методы (метод конечных элементов) или приближенные методы.
Последующие критические частоты связаны с первой соотношениями, приведенными в Таблице 3.
Для предотвращения резонансных явлений в валах применяют следующие меры:
- Рабочий режим вдали от критических частот – рабочая частота вращения должна отличаться от критической минимум на 30% (ω < 0.7·ωкр или ω > 1.3·ωкр).
- Повышение жесткости вала – увеличение диаметра или использование более жестких конструкций увеличивает критическую частоту.
- Изменение условий опирания – рациональное размещение опор повышает критическую частоту.
- Снижение массы вращающихся деталей – уменьшает центробежные силы и повышает критическую частоту.
- Тщательная балансировка – уменьшает возмущающие силы при вращении.
- Применение демпферов – в некоторых случаях используются специальные устройства для гашения колебаний.
В Таблице 3 приведены формулы и коэффициенты для расчета критических частот вращения валов различных конфигураций, которые следует использовать при проектировании.
Динамические нагрузки в валах возникают из-за следующих факторов:
- Неравномерность вращения – колебания угловой скорости из-за переменного момента сопротивления или непостоянства крутящего момента привода.
- Несбалансированность вращающихся масс – вызывает центробежные силы, изменяющиеся по направлению.
- Пульсации крутящего момента – особенно характерны для двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и других машин с цикличным рабочим процессом.
- Ударные нагрузки – возникают при резком изменении режима работы (пуск, торможение, включение передач).
- Вибрации – передающиеся от других узлов машины или от фундамента.
Точный расчет динамических нагрузок часто сложен из-за многообразия влияющих факторов. Поэтому на практике применяют приближенную оценку с использованием динамических коэффициентов.
Динамический коэффициент Kd показывает, во сколько раз динамическая нагрузка превышает соответствующую статическую нагрузку:
Величина Kd зависит от:
- Типа привода (электродвигатель, ДВС, турбина)
- Характера нагрузки (равномерная, переменная, ударная)
- Режима работы (частота вращения, близость к критической частоте)
- Конструктивных особенностей машины
Значения динамических коэффициентов для различных условий работы приведены в Таблице 4.
Динамические коэффициенты используются в расчетах валов следующим образом:
- При расчете на прочность – расчетные нагрузки получают умножением номинальных на динамический коэффициент:
- При расчете на выносливость – учитывают влияние динамических нагрузок на характер цикла напряжений.
- При расчете на жесткость – определяют динамические прогибы и углы закручивания.
При приближении частоты вращения к критической динамический коэффициент существенно возрастает. В диапазоне 0.7-1.3 от критической частоты динамический коэффициент следует увеличить на 30-50% от указанных в Таблице 4 значений.
Правильная оценка динамических нагрузок и применение соответствующих динамических коэффициентов позволяет обеспечить надежную работу валов в реальных условиях эксплуатации.
При проектировании валов рекомендуется придерживаться следующих геометрических соотношений:
- Для ступенчатых валов: соотношение диаметров соседних ступеней di+1/di ≤ 1.5, чтобы избежать резкой концентрации напряжений.
- Для галтелей: радиус галтели r ≥ 0.1d, где d – диаметр меньшей ступени.
- Для шпоночных пазов: глубина паза не более 0.25d для обеспечения прочности вала.
- Для отношения длины к диаметру: оптимальное значение L/d = 10-15 для обеспечения баланса между жесткостью и материалоемкостью.
- Для полых валов: отношение внутреннего диаметра к наружному dвн/dнар = 0.5-0.7 для оптимального соотношения жесткости и массы.
Правильный выбор и размещение опор имеет большое значение для работоспособности вала:
- Расстояние между опорами должно быть минимально необходимым для размещения деталей на валу, но не слишком большим, чтобы обеспечить достаточную жесткость.
- Тип подшипников выбирается в зависимости от нагрузок, скорости вращения и требуемой точности:
- Радиальные шариковые подшипники – для радиальных нагрузок и средних скоростей.
- Роликовые подшипники – для больших радиальных нагрузок.
- Упорные подшипники – для осевых нагрузок.
- Прецизионные подшипники – для высокой точности вращения.
- Расположение нагрузок – тяжелые детали (шкивы, зубчатые колеса) следует располагать ближе к опорам для уменьшения изгибающих моментов.
- Опорные участки вала должны иметь достаточную длину и выполняться с высокой точностью размеров и шероховатости поверхности.
Выбор материала вала зависит от его назначения, условий работы и требований к прочности:
- Углеродистые стали (40, 45, 50) – для валов средней нагруженности, работающих при умеренных скоростях.
- Легированные стали (40Х, 40ХН, 30ХГСА) – для тяжелонагруженных валов, работающих при повышенных скоростях.
- Стали для цементации (18ХГТ, 12ХН3А) – для валов, требующих высокой поверхностной твердости при вязкой сердцевине.
- Нержавеющие стали (14Х17Н2, 12Х18Н10Т) – для валов, работающих в агрессивных средах.
- Титановые сплавы – для валов с высокими требованиями к удельной прочности и коррозионной стойкости.
Типичные термические обработки валов:
- Нормализация – для получения однородной структуры и снятия внутренних напряжений.
- Улучшение (закалка + высокий отпуск) – для получения высокой прочности при достаточной вязкости.
- Поверхностная закалка (ТВЧ) – для повышения износостойкости рабочих поверхностей.
- Цементация – для обеспечения высокой твердости поверхности при вязкой сердцевине.
Данные о механических свойствах материалов и допустимых напряжениях приведены в Таблицах 1 и 2.
Задача: Рассчитать на статическую прочность вал редуктора, передающий крутящий момент Mк = 250 Н·м. Вал изготовлен из стали 45 (улучшение), установлен на двух опорах на расстоянии L = 400 мм. На валу установлена шестерня весом G = 150 Н на расстоянии a = 150 мм от левой опоры. От шестерни действует окружная сила Ft = 2500 Н и радиальная сила Fr = 900 Н.
Решение:
- Определяем реакции опор из условий равновесия:
- Находим максимальный изгибающий момент в месте установки шестерни:
- Определяем диаметр вала из условия прочности по третьей теории прочности:
Из Таблицы 1 принимаем допустимое напряжение для стали 45 (улучшение) [σ] = 210 МПа:
Принимаем диаметр вала d = 35 мм.
- Проверяем фактический запас прочности:
Полученный запас прочности n = 2.46 > 1.5, что удовлетворяет условию прочности.
Задача: Проверить на выносливость вал из предыдущего примера, если известно, что нагрузка является переменной во времени, а в месте установки шестерни имеется шпоночный паз.
Решение:
- Определяем предел выносливости материала вала. Для стали 45 (улучшение) с пределом прочности σв = 650 МПа:
- Учитываем влияние концентратора напряжений (шпоночного паза). Из Таблицы 2 для стали 45 (улучшение) принимаем Kσэфф = 1.6:
- Учитываем влияние размера детали (масштабный фактор). Для вала диаметром 35 мм принимаем Kd = 0.85:
- Учитываем влияние качества поверхности. Для шлифованной поверхности принимаем KF = 0.9:
- Определяем предел выносливости вала с учетом всех факторов:
- Определяем амплитуды напряжений для симметричного цикла:
- Рассчитываем коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям:
- Определяем общий коэффициент запаса по выносливости:
Полученный запас выносливости n = 1.8 > [n] = 1.5, что удовлетворяет условию выносливости.
Задача: Определить первую критическую частоту вращения вала из предыдущих примеров, если вал изготовлен из стали (E = 2.1 · 10¹¹ Па), имеет постоянное сечение диаметром d = 35 мм и установлен на двух шарнирных опорах на расстоянии L = 400 мм.
Решение:
- Определяем момент инерции сечения вала:
- Определяем погонную массу вала. Для стали с плотностью ρ = 7800 кг/м³:
- Рассчитываем первую критическую частоту вращения по формуле из Таблицы 3 для вала на двух шарнирных опорах (K₁ = π²):
Полученная критическая частота значительно превышает обычные рабочие частоты вращения редукторных валов, что обеспечивает отсутствие резонансных явлений.
- Вторая и третья критические частоты (согласно Таблице 3):
Если к валу прикреплены массивные детали (шестерни, шкивы), критическая частота может существенно снизиться. В этом случае следует использовать более сложные методы расчета, учитывающие приведенные массы деталей.
- Валы
- Валы с опорой
- Опоры
- Прецизионные валы
- Прецизионные валы W
- Прецизионные валы WRA
- Прецизионные валы WRB
- Прецизионные валы WV
- Прецизионные валы WVH
- Прецизионные валы полые
При проектировании и расчете валов особое внимание следует уделять выбору оптимального типа вала для конкретных условий работы. В каталоге компании Иннер Инжиниринг представлено множество типов валов, включая прецизионные серии W, WRA, WRB, WV и WVH, которые отличаются высокой точностью изготовления и предназначены для использования в ответственных механизмах.
Для валов с повышенными требованиями к жесткости при сниженной массе рекомендуется рассмотреть полые прецизионные валы, обеспечивающие оптимальное соотношение прочностных характеристик и веса конструкции. Валы с опорой представляют собой готовые узлы, что упрощает проектирование и монтаж механизмов.
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Приведенные данные основаны на общепринятых инженерных методиках и могут требовать уточнения для конкретных условий эксплуатации. Автор и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за возможные последствия использования представленной информации без дополнительной проверки. При проектировании ответственных конструкций рекомендуется проводить полный комплекс инженерных расчетов и испытаний.
- Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей машин: Справочник. – М.: Машиностроение, 1993.
- Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Академия, 2008.
- Кудрявцев В.Н. Детали машин. – Л.: Машиностроение, 1980.
- Решетов Д.Н. Детали машин. – М.: Машиностроение, 1989.
- Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2010.
- Сборник стандартов ГОСТ по валам и осям.
- Техническая документация компании Иннер Инжиниринг.