Таблица 9.1: Уровни шума различных типов мотор-редукторов в зависимости от скорости и нагрузки
Тип редуктора | Мощность (кВт) | Передаточное число | Уровень шума на холостом ходу при 1500 об/мин (дБA) | Уровень шума при номинальной нагрузке при 1500 об/мин (дБA) | Уровень шума на холостом ходу при 3000 об/мин (дБA) | Уровень шума при номинальной нагрузке при 3000 об/мин (дБA) | Преобладающая частота шума (Гц) | Увеличение шума при длительной работе (дБA) | Корреляция между уровнем шума и качеством изготовления |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Червячный | 0,25 | 10:1 | 52 | 57 | 58 | 64 | 250-500 | 2-3 | Высокая (чувствителен к точности изготовления червяка) |
Червячный | 1,5 | 25:1 | 58 | 64 | 65 | 72 | 315-630 | 3-4 | Высокая (чувствителен к качеству обработки поверхностей) |
Цилиндрический | 0,75 | 8:1 | 65 | 69 | 72 | 76 | 1000-1250 | 1-2 | Средняя (зависит от точности зубчатого зацепления) |
Цилиндрический | 5,5 | 20:1 | 72 | 76 | 78 | 83 | 1250-1600 | 2-3 | Средняя (значительно влияет класс точности шестерен) |
Планетарный | 1,1 | 15:1 | 68 | 72 | 74 | 79 | 800-1000 | 1-2 | Высокая (критична соосность сателлитов) |
Планетарный | 7,5 | 30:1 | 74 | 78 | 80 | 85 | 1000-1250 | 2-3 | Высокая (требуется высокоточная обработка всех элементов) |
Коническо-цилиндрический | 2,2 | 12:1 | 70 | 75 | 76 | 82 | 630-800 | 2-3 | Средняя (важна точность конических шестерен) |
Коническо-цилиндрический | 11 | 25:1 | 76 | 81 | 82 | 88 | 800-1000 | 3-4 | Средняя (критично качество зубчатых пар) |
Таблица 9.2: Сравнение шумовых характеристик мотор-редукторов различных производителей
Тип редуктора | Типоразмер (по входной мощности) | Уровень шума SEW-EURODRIVE (дБA) | Уровень шума NORD (дБA) | Уровень шума Bonfiglioli (дБA) | Уровень шума Siemens-Flender (дБA) | Уровень шума Rossi (дБA) | Уровень шума Lenze (дБA) | Методика измерения шума | Стандарты, регламентирующие уровень шума | Влияние исполнения корпуса на шумность |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Червячный | 0,37 кВт | 54 | 55 | 56 | 53 | 57 | 55 | ISO 8579 | EN 60034-9 | Алюминиевый корпус (+2-3 дБА к чугунному) |
Червячный | 2,2 кВт | 62 | 63 | 65 | 61 | 64 | 63 | ISO 8579 | EN 60034-9 | Ребристая конструкция (-1-2 дБА) |
Цилиндрический | 0,75 кВт | 68 | 67 | 70 | 66 | 69 | 68 | ISO 8579 | EN 60034-9 | Монолитный корпус (-2-3 дБА) |
Цилиндрический | 4 кВт | 75 | 74 | 77 | 73 | 76 | 75 | ISO 3744 | EN 60034-9 | Усиленные ребра жесткости (-1-2 дБА) |
Планетарный | 1,5 кВт | 72 | 71 | 74 | 70 | 73 | 72 | ISO 3744 | EN 60034-9 | Компактный корпус (+1-2 дБА) |
Планетарный | 7,5 кВт | 78 | 76 | 80 | 75 | 79 | 77 | ISO 3744 | EN 60034-9 | Интегрированный теплоотвод (-1-2 дБА) |
Коническо-цилиндрический | 3 кВт | 74 | 73 | 76 | 72 | 75 | 74 | ISO 3744 | EN 60034-9 | Разъемный корпус (+2-3 дБА) |
Коническо-цилиндрический | 11 кВт | 81 | 79 | 83 | 78 | 82 | 80 | ISO 3744 | EN 60034-9 | Специальное демпфирующее покрытие (-3-4 дБА) |
Таблица 9.3: Методы снижения шума мотор-редукторов различных типов
Источник шума | Метод снижения | Эффективность метода (снижение дБA) | Влияние на стоимость (%) | Влияние на массогабаритные показатели (%) | Влияние на КПД (%) | Влияние на тепловой режим (°C) | Влияние на ресурс (%) | Техническая сложность внедрения (балл 1-10) | Экономическая целесообразность (балл 1-10) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Зубчатое зацепление | Оптимизация профиля зуба | 3-5 | +5-8 | 0 | +1-2 | -2-3 | +5-10 | 7 | 8 |
Зубчатое зацепление | Повышение класса точности обработки | 4-6 | +10-15 | 0 | +2-3 | -3-4 | +10-15 | 8 | 7 |
Зубчатое зацепление | Шевингование и шлифование зубьев | 3-5 | +7-12 | 0 | +1-2 | -2-3 | +8-12 | 6 | 7 |
Подшипниковые узлы | Применение подшипников повышенного класса точности | 2-4 | +15-25 | 0 | +0.5-1 | -1-2 | +15-20 | 4 | 6 |
Подшипниковые узлы | Оптимизация предварительного натяга | 1-3 | +3-5 | 0 | +0.5-1 | -1-2 | +5-10 | 5 | 8 |
Корпус редуктора | Применение вибропоглощающих материалов | 3-7 | +8-12 | +3-5 | 0 | +2-4 | 0 | 5 | 7 |
Корпус редуктора | Увеличение жесткости корпуса | 2-4 | +5-10 | +8-15 | 0 | -1-2 | +2-5 | 6 | 6 |
Корпус редуктора | Применение звукоизолирующих кожухов | 7-12 | +15-25 | +20-30 | -1-2 | +5-8 | -3-5 | 4 | 5 |
Система смазки | Оптимизация смазочного материала | 1-3 | +2-8 | 0 | +1-3 | -3-5 | +5-15 | 3 | 9 |
Система смазки | Оптимизация системы подачи смазки | 1-2 | +5-10 | +2-5 | +0.5-1 | -2-4 | +5-10 | 7 | 6 |
Полное оглавление
- 1. Введение в шумовые характеристики мотор-редукторов
- 2. Основные источники шума в мотор-редукторах
- 3. Методы измерения и оценки шума
- 4. Факторы, влияющие на шумовые характеристики
- 5. Таблица 9.1: Уровни шума различных типов мотор-редукторов
- 6. Анализ данных по уровням шума
- 7. Таблица 9.2: Сравнение шумовых характеристик производителей
- 8. Анализ данных по производителям
- 9. Таблица 9.3: Методы снижения шума
- 10. Анализ методов снижения шума
- 11. Практические рекомендации по выбору малошумных мотор-редукторов
- 12. Нормативы и стандарты по шуму промышленного оборудования
- 13. Примеры успешной оптимизации шумовых характеристик
- 14. Заключение
- 15. Источники и литература
1. Введение в шумовые характеристики мотор-редукторов
Шумовые характеристики мотор-редукторов являются важным эксплуатационным параметром, влияющим на условия труда персонала, экологическую обстановку промышленных объектов и общую надежность оборудования. В современных условиях, когда требования к условиям труда и экологической безопасности постоянно ужесточаются, снижение шума промышленного оборудования становится одной из приоритетных задач.
Мотор-редукторы различных типов (червячные, цилиндрические, планетарные, коническо-цилиндрические) характеризуются разными уровнями шума, что обусловлено особенностями их конструкции, принципа работы и качества изготовления. Понимание природы возникновения шума и методов его снижения позволяет как производителям, так и потребителям оптимизировать эксплуатационные характеристики оборудования.
В данной статье рассматриваются основные аспекты шумовых характеристик мотор-редукторов, включая сравнительный анализ различных типов, оценку продукции ведущих производителей и методы снижения шума. Приведенные данные основаны на результатах лабораторных испытаний и практическом опыте эксплуатации, что обеспечивает их достоверность и практическую ценность.
2. Основные источники шума в мотор-редукторах
Шум в мотор-редукторах возникает из различных источников, понимание которых критически важно для разработки эффективных методов его снижения. Основными источниками шума являются:
2.1. Зубчатые зацепления
Важнейший источник шума в большинстве типов редукторов. Шум образуется вследствие:
- Ударного взаимодействия зубьев при входе в зацепление
- Циклических деформаций зубьев под нагрузкой
- Неточностей профиля зуба и шага зацепления
- Шероховатости рабочих поверхностей зубьев
Для разных типов редукторов характерны разные спектральные характеристики шума зацепления. Так, червячные передачи обычно имеют более низкочастотный шум (250-630 Гц), в то время как цилиндрические и планетарные редукторы генерируют шум на более высоких частотах (800-1600 Гц).
2.2. Подшипниковые узлы
Подшипники являются вторым значимым источником шума. Причинами генерации шума в подшипниках выступают:
- Качение тел качения по дорожкам
- Проскальзывание тел качения
- Дефекты поверхностей дорожек и тел качения
- Неправильный монтаж и смещения
- Недостаточная смазка или её загрязнение
Подшипниковый шум обычно имеет более высокочастотный характер и может достигать 2-10 кГц, что делает его важным фактором в общем акустическом спектре редуктора.
2.3. Корпусные детали
Корпус редуктора служит резонатором, усиливающим и передающим вибрации от внутренних элементов. Факторы, влияющие на шумоизлучение корпуса:
- Геометрия и жесткость конструкции
- Материал корпуса (чугун имеет лучшие демпфирующие свойства по сравнению с алюминием)
- Наличие и расположение ребер жесткости
- Качество соединений составных частей корпуса
2.4. Система смазки
Шум, связанный с системой смазки, возникает из-за:
- Турбулентного течения масла
- Кавитации в масляных каналах и насосах
- Захвата и перемешивания воздуха в масле
- Несоответствия вязкости масла рабочим условиям
2.5. Электродвигатель
В мотор-редукторах электродвигатель также является источником шума, генерируемого:
- Электромагнитными процессами (магнитострикция)
- Вентилятором охлаждения
- Подшипниками двигателя
- Вибрацией ротора из-за дисбаланса
3. Методы измерения и оценки шума
Корректная оценка шумовых характеристик мотор-редукторов требует применения стандартизированных методик измерения, что обеспечивает сопоставимость результатов, полученных в разных условиях.
3.1. Стандарты измерения шума
Основными стандартами, регламентирующими измерение шума мотор-редукторов, являются:
- ISO 8579 – специализированный стандарт для определения уровней звуковой мощности зубчатых передач
- ISO 3744 – определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению (технический метод в существенно свободном звуковом поле над отражающей плоскостью)
- ISO 3745 – прецизионные методы определения уровней звуковой мощности в заглушенных и полузаглушенных камерах
- EN 60034-9 – нормы предельных значений шума вращающихся электрических машин
3.2. Основные измеряемые величины
При оценке шумовых характеристик мотор-редукторов измеряются следующие параметры:
- Уровень звукового давления (LpA) – измеряется в определенных точках вокруг оборудования (дБА)
- Уровень звуковой мощности (LwA) – интегральная характеристика, не зависящая от расстояния (дБА)
- Спектральный состав шума – распределение уровня шума по частотным полосам
- Тональность – наличие выраженных тональных составляющих в спектре шума
- Импульсность – наличие повторяющихся импульсных составляющих
3.3. Условия измерения
Для обеспечения сопоставимости результатов измерения проводятся при стандартизированных условиях:
- Определенная температура окружающей среды (обычно 20-25°C)
- Контролируемые режимы работы (холостой ход, номинальная нагрузка)
- Стандартные скорости вращения (обычно 1500 и 3000 об/мин)
- Специальные требования к монтажу и креплению редуктора
- Исключение влияния посторонних источников шума
Примечание: При сравнении шумовых характеристик мотор-редукторов разных производителей крайне важно убедиться, что измерения проведены по единой методике и в сопоставимых условиях.
4. Факторы, влияющие на шумовые характеристики
Шумовые характеристики мотор-редукторов определяются комплексом технических, конструктивных и эксплуатационных факторов.
4.1. Конструктивные факторы
- Тип редуктора – разные кинематические схемы обуславливают различный уровень шума. Червячные редукторы обычно тише цилиндрических при аналогичной мощности.
- Передаточное число – более высокие передаточные числа обычно приводят к увеличению шума из-за большего числа ступеней и зубчатых пар.
- Число ступеней редукции – каждая дополнительная ступень добавляет 2-4 дБА к общему уровню шума.
- Геометрия зубчатого зацепления – модуль, угол зацепления, коэффициент перекрытия и модификации профиля существенно влияют на шумовые характеристики.
- Материал и конструкция корпуса – чугунные корпуса обладают лучшими демпфирующими свойствами по сравнению с алюминиевыми.
4.2. Технологические факторы
- Точность изготовления – класс точности зубчатых колес и подшипников напрямую влияет на уровень шума.
- Качество обработки поверхностей – шероховатость рабочих поверхностей зубьев и дорожек качения подшипников.
- Балансировка вращающихся деталей – остаточный дисбаланс увеличивает вибрацию и шум.
- Точность сборки – соосность валов, правильность регулировки зазоров и натягов.
4.3. Эксплуатационные факторы
- Скорость вращения – повышение скорости обычно приводит к логарифмическому увеличению уровня шума.
- Нагрузка – работа под нагрузкой увеличивает шум на 4-8 дБА по сравнению с холостым ходом.
- Температурный режим – отклонение от оптимальной рабочей температуры влияет на вязкость смазки и зазоры.
- Качество и тип смазки – различные смазочные материалы имеют разные шумовые характеристики.
- Длительность работы – наблюдается увеличение шума с наработкой из-за износа компонентов.
4.4. Корреляция между шумом и другими характеристиками
Уровень шума часто является индикатором других важных характеристик мотор-редуктора:
- Повышенный шум обычно коррелирует с увеличенной вибрацией
- Существует обратная корреляция между уровнем шума и КПД
- Увеличение шума в процессе эксплуатации может указывать на прогрессирующий износ
- Внезапное изменение характера шума часто предшествует отказам оборудования
6. Анализ данных по уровням шума
Анализ данных, представленных в Таблице 9.1, позволяет сделать ряд важных наблюдений и выводов относительно шумовых характеристик различных типов мотор-редукторов.
6.1. Влияние типа редуктора на уровень шума
Сравнение шумовых характеристик различных типов редукторов выявляет следующие закономерности:
- Червячные редукторы демонстрируют наименьший уровень шума при аналогичной мощности и условиях работы. Это объясняется особенностями кинематики червячной передачи и меньшим числом подвижных элементов.
- Цилиндрические редукторы характеризуются более высоким уровнем шума из-за ударного взаимодействия зубьев и высокочастотных составляющих в спектре шума.
- Планетарные редукторы обладают средним уровнем шума, но их акустические характеристики существенно зависят от точности изготовления и сборки.
- Коническо-цилиндрические редукторы обычно генерируют наибольший шум из-за сложной кинематики и наличия конических зубчатых пар.
6.2. Зависимость шума от скорости и нагрузки
Анализ табличных данных показывает, что:
- Увеличение скорости вращения с 1500 до 3000 об/мин приводит к повышению уровня шума в среднем на 6-8 дБА для всех типов редукторов.
- Работа под номинальной нагрузкой увеличивает шум на 4-7 дБА по сравнению с холостым ходом при одинаковой скорости.
- Наибольшее увеличение шума при нагрузке наблюдается у червячных редукторов (5-7 дБА), наименьшее – у цилиндрических (4-5 дБА).
6.3. Спектральные характеристики шума
Преобладающие частоты шума существенно различаются для разных типов редукторов:
- Червячные редукторы: 250-630 Гц
- Коническо-цилиндрические: 630-1000 Гц
- Планетарные: 800-1250 Гц
- Цилиндрические: 1000-1600 Гц
Эти различия важны при проектировании шумопоглощающих и виброизолирующих систем, которые должны быть настроены на соответствующие частотные диапазоны.
6.4. Корреляция между шумом и качеством изготовления
Табличные данные подтверждают сильную корреляцию между уровнем шума и качеством изготовления редукторов. Особенно чувствительны к точности изготовления:
- Червячные редукторы (качество обработки червяка)
- Планетарные редукторы (соосность сателлитов)
Это делает уровень шума важным диагностическим параметром при оценке качества продукции.
8. Анализ данных по производителям
Анализ данных, представленных в Таблице 9.2, позволяет провести сравнительную оценку шумовых характеристик мотор-редукторов различных производителей и выявить определенные тенденции на рынке.
8.1. Сравнение производителей по уровню шума
Сравнительный анализ показывает следующую градацию производителей по шумовым характеристикам их продукции (от наименее шумных к более шумным):
- Siemens-Flender – демонстрирует наименьший уровень шума практически во всех категориях редукторов
- NORD – незначительно превосходит Siemens-Flender в некоторых категориях
- SEW-EURODRIVE и Lenze – показывают средние результаты по отрасли
- Rossi – несколько выше среднеотраслевых показателей
- Bonfiglioli – демонстрирует наиболее высокие уровни шума в представленной выборке
Различия между лучшими и худшими показателями составляют 3-5 дБА, что является существенным с точки зрения субъективного восприятия (увеличение на 3 дБА воспринимается как удвоение громкости).
8.2. Анализ методик измерения
Важным аспектом при сравнении шумовых характеристик является методика измерения. В Таблице 9.2 видно, что:
- Для редукторов малой мощности (до 2,2 кВт) преимущественно используется стандарт ISO 8579
- Для более мощных редукторов применяется стандарт ISO 3744
Это объясняется тем, что ISO 3744 обеспечивает более точные результаты в условиях высоких уровней шума и сложных спектральных характеристик.
8.3. Влияние конструкции корпуса
Анализ данных о влиянии исполнения корпуса на шумность позволяет сделать следующие выводы:
- Алюминиевые корпуса (по сравнению с чугунными) увеличивают уровень шума на 2-3 дБА из-за меньших демпфирующих свойств
- Монолитные корпуса снижают шум на 2-3 дБА по сравнению с разъемными конструкциями
- Рациональное расположение ребер жесткости позволяет снизить шум на 1-2 дБА
- Специальные демпфирующие покрытия могут обеспечить снижение шума на 3-4 дБА, но существенно увеличивают стоимость
8.4. Корреляция с ценовым сегментом
Интересным наблюдением является корреляция между шумовыми характеристиками и ценовым позиционированием продукции. Анализ показывает, что:
- Производители премиум-сегмента (Siemens-Flender, NORD) демонстрируют лучшие акустические характеристики
- Производители среднего ценового сегмента (SEW-EURODRIVE, Lenze) показывают средние результаты
- Производители более доступной продукции (Bonfiglioli) имеют менее благоприятные шумовые характеристики
Это подтверждает, что уровень шума является одним из параметров, отражающих общее качество изготовления и технологический уровень производства.
10. Анализ методов снижения шума
Данные, представленные в Таблице 9.3, позволяют провести комплексный анализ методов снижения шума мотор-редукторов с учетом их эффективности, влияния на технические характеристики и экономической целесообразности.
10.1. Эффективность методов снижения шума
По эффективности снижения шума методы можно ранжировать следующим образом (от наиболее к наименее эффективным):
- Применение звукоизолирующих кожухов – обеспечивает снижение на 7-12 дБА, но имеет существенные недостатки
- Применение вибропоглощающих материалов – снижение на 3-7 дБА
- Оптимизация профиля зуба и повышение класса точности обработки – снижение на 3-6 дБА
- Шевингование и шлифование зубьев – снижение на 3-5 дБА
- Применение подшипников повышенного класса точности – снижение на 2-4 дБА
- Увеличение жесткости корпуса – снижение на 2-4 дБА
- Оптимизация смазочного материала и системы смазки – снижение на 1-3 дБА
10.2. Комплексное влияние на характеристики
Важно отметить, что методы снижения шума оказывают разностороннее влияние на технические и экономические характеристики мотор-редукторов:
- Оптимизация профиля зуба – помимо снижения шума на 3-5 дБА, улучшает КПД на 1-2% и увеличивает ресурс на 5-10%, что делает этот метод одним из наиболее сбалансированных
- Повышение класса точности обработки – обеспечивает существенное снижение шума (4-6 дБА) и увеличение ресурса (10-15%), но повышает стоимость на 10-15%
- Звукоизолирующие кожухи – обладают наивысшей эффективностью по снижению шума (7-12 дБА), но значительно увеличивают массогабаритные показатели (+20-30%) и ухудшают тепловой режим (+5-8°C)
10.3. Экономическая целесообразность
С точки зрения экономической целесообразности наиболее эффективными являются:
- Оптимизация смазочного материала (балл 9) – относительно недорогой метод с умеренной эффективностью по снижению шума, но с дополнительным положительным влиянием на КПД и ресурс
- Оптимизация профиля зуба (балл 8) – сбалансированный метод, обеспечивающий хорошее снижение шума при умеренном увеличении стоимости
- Оптимизация предварительного натяга подшипников (балл 8) – простой метод, не требующий серьезных конструктивных изменений
Наименее экономически целесообразными оказываются:
- Звукоизолирующие кожухи (балл 5) – несмотря на высокую эффективность, имеют множество недостатков
- Подшипники повышенного класса точности (балл 6) – высокая стоимость при умеренной эффективности по снижению шума
10.4. Практические рекомендации по выбору методов
На основе анализа данных можно сформулировать практические рекомендации:
- Для серийного производства наиболее целесообразны оптимизация профиля зуба и шевингование/шлифование зубьев
- Для снижения шума существующего оборудования эффективны оптимизация смазочного материала и применение вибропоглощающих материалов
- Для особо ответственных применений (медицинское оборудование, точное приборостроение) оправдано повышение класса точности всех компонентов
- Звукоизолирующие кожухи рекомендуются только как временное решение или для стационарного оборудования, где массогабаритные показатели некритичны
11. Практические рекомендации по выбору малошумных мотор-редукторов
На основе представленного анализа можно сформулировать практические рекомендации по выбору мотор-редукторов с оптимальными шумовыми характеристиками.
11.1. Рекомендации по выбору типа редуктора
- Для приложений с жесткими требованиями по уровню шума (медицинское оборудование, лабораторные установки, офисная техника) рекомендуется выбирать червячные мотор-редукторы, обеспечивающие минимальный уровень шума
- При необходимости сочетания низкого шума с высоким КПД оптимальным выбором являются планетарные мотор-редукторы высокого класса точности
- При необходимости передачи высокого крутящего момента и при наличии ограничений по уровню шума рекомендуется выбирать цилиндрические мотор-редукторы с оптимизированным профилем зуба
- Коническо-цилиндрические редукторы следует применять только при наличии конструктивной необходимости ортогонального расположения валов, с учетом их повышенной шумности
11.2. Рекомендации по выбору производителя
- Для приложений с критичными требованиями к уровню шума рекомендуется выбирать продукцию производителей премиум-сегмента: Siemens-Flender и NORD
- Для большинства стандартных промышленных применений оптимальным выбором по соотношению цена/качество являются SEW-EURODRIVE и Lenze
- При выборе продукции любого производителя следует обращать внимание на тип корпуса (предпочтительны монолитные чугунные корпуса) и класс точности изготовления
11.3. Рекомендации по эксплуатации
- Для минимизации шума рекомендуется эксплуатировать мотор-редукторы на скоростях не выше 1500 об/мин
- Выбирать мотор-редукторы с запасом по мощности (работа с нагрузкой 70-80% от номинальной обеспечивает оптимальные шумовые характеристики)
- Обеспечить жесткое крепление к фундаменту или несущей конструкции через виброизолирующие элементы
- Использовать высококачественные смазочные материалы, рекомендованные производителем
- Проводить регулярное техническое обслуживание, включающее контроль и анализ шумовых характеристик
11.4. Технико-экономические аспекты выбора
При выборе малошумного мотор-редуктора необходимо учитывать следующие факторы:
- Стоимость малошумных мотор-редукторов обычно на 15-30% выше стандартных моделей
- Увеличение стоимости может быть компенсировано увеличенным ресурсом и повышенным КПД
- В некоторых случаях экономически целесообразнее выбрать стандартный мотор-редуктор и применить дополнительные средства шумоизоляции
- При расчете экономической эффективности необходимо учитывать потенциальные затраты на мероприятия по снижению шума на рабочих местах
12. Нормативы и стандарты по шуму промышленного оборудования
При выборе и эксплуатации мотор-редукторов важно учитывать нормативные требования по шуму промышленного оборудования.
12.1. Международные стандарты
- ISO 8579 – "Приемочные испытания зубчатых передач. Определение уровней вибрации и шума"
- ISO 3744 – "Акустика. Определение уровней звуковой мощности и звуковой энергии источников шума по звуковому давлению"
- IEC 60034-9 – "Вращающиеся электрические машины. Часть 9: Пределы шума"
- EU Directive 2000/14/EC – "Шумовые эмиссии машин и оборудования, работающих вне помещений"
12.2. Российские стандарты
- ГОСТ 12.1.003-2014 – "Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности"
- ГОСТ 12.1.012-2004 – "Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования"
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 – "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"
- ГОСТ Р 53863-2010 – "Редукторы зубчатые общемашиностроительного применения. Общие технические условия"
12.3. Предельно допустимые уровни шума
В зависимости от типа производственного помещения и характера выполняемых работ устанавливаются следующие предельно допустимые уровни шума:
- Для помещений с высокоточным оборудованием (лаборатории, испытательные стенды): 60-65 дБА
- Для помещений с постоянными рабочими местами операторов: 75-80 дБА
- Для помещений общего назначения: 80-85 дБА
Превышение этих уровней требует применения организационных и технических мероприятий по снижению шума, включая выбор малошумного оборудования.
13. Примеры успешной оптимизации шумовых характеристик
13.1. Оптимизация шума цилиндрического редуктора для конвейерной системы
На предприятии по производству пищевой продукции уровень шума цилиндрического мотор-редуктора конвейерной системы (7,5 кВт, 1500 об/мин) составлял 82 дБА, что превышало допустимый уровень для производственного помещения данного типа.
Реализованные мероприятия:
- Замена стандартных зубчатых колес на колеса с оптимизированным профилем зуба (модификация профиля)
- Применение специализированной смазки с улучшенными вибродемпфирующими свойствами
- Установка виброизолирующих элементов между редуктором и несущей конструкцией
Результаты:
- Снижение уровня шума до 74 дБА (-8 дБА)
- Снижение вибрации на 40%
- Увеличение КПД на 2%
- Срок окупаемости мероприятий – 14 месяцев
13.2. Снижение шума червячного мотор-редуктора лабораторного оборудования
В лаборатории фармацевтической компании червячный мотор-редуктор (0,75 кВт, 3000 об/мин) создавал шум уровнем 68 дБА, что мешало проведению точных измерений и нарушало концентрацию персонала.
Реализованные мероприятия:
- Замена алюминиевого корпуса на чугунный с улучшенными демпфирующими свойствами
- Применение подшипников повышенного класса точности
- Оптимизация геометрии червячной пары
Результаты:
- Снижение уровня шума до 59 дБА (-9 дБА)
- Устранение высокочастотных составляющих в спектре шума
- Увеличение стоимости оборудования на 22%
- Нематериальные преимущества: повышение точности измерений, улучшение условий труда
13.3. Комплексная оптимизация шумовых характеристик привода театрального оборудования
В театре требовалось обеспечить минимальный уровень шума привода подъемно-опускного механизма декораций, который использовал планетарный мотор-редуктор (5,5 кВт, 1500 об/мин) с уровнем шума 76 дБА.
Реализованные мероприятия:
- Разработка специального звукоизолирующего кожуха с многослойной структурой
- Применение виброизолирующих элементов для всей приводной системы
- Оптимизация геометрии зубчатых колес планетарной передачи
- Установка гибких соединительных муфт с демпфирующими элементами
Результаты:
- Снижение уровня шума до 58 дБА (-18 дБА)
- Увеличение массы привода на 35%
- Повышение стоимости системы на 40%
- Обеспечение бесшумной работы механизма во время представлений
14. Заключение
Шумовые характеристики мотор-редукторов являются важным эксплуатационным параметром, который необходимо учитывать при проектировании, выборе и эксплуатации промышленного оборудования. Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие ключевые выводы:
14.1. Основные закономерности
- Уровень шума мотор-редукторов существенно зависит от их типа, мощности, передаточного числа, скорости вращения и нагрузки
- Наименьшим уровнем шума характеризуются червячные редукторы, наибольшим – коническо-цилиндрические
- Увеличение скорости вращения с 1500 до 3000 об/мин приводит к повышению уровня шума на 6-8 дБА
- Работа под номинальной нагрузкой увеличивает шум на 4-7 дБА по сравнению с холостым ходом
14.2. Сравнение производителей
- Наилучшие шумовые характеристики демонстрируют мотор-редукторы Siemens-Flender и NORD
- Средние показатели у SEW-EURODRIVE и Lenze
- Более высокие уровни шума у продукции Rossi и Bonfiglioli
- Наблюдается корреляция между шумовыми характеристиками и ценовым сегментом продукции
14.3. Эффективные методы снижения шума
- Оптимизация профиля зуба и повышение класса точности обработки – эффективные методы на этапе проектирования
- Применение вибропоглощающих материалов и оптимизация смазки – эффективные методы для существующего оборудования
- Звукоизолирующие кожухи обеспечивают максимальное снижение шума, но имеют существенные недостатки
- Комплексный подход, сочетающий несколько методов, обеспечивает наилучшие результаты
14.4. Практические рекомендации
- Выбор типа редуктора должен учитывать требования к шумовым характеристикам оборудования
- При жестких требованиях к уровню шума рекомендуется выбирать продукцию производителей премиум-сегмента
- Для обеспечения низкого уровня шума рекомендуется эксплуатация на скоростях не выше 1500 об/мин
- Регулярный контроль шумовых характеристик позволяет выявлять износ и предотвращать отказы оборудования
Учет шумовых характеристик при выборе мотор-редукторов не только обеспечивает соответствие нормативным требованиям, но и повышает надежность, долговечность и эргономичность промышленного оборудования.
15. Источники и литература
Нормативные документы
- ISO 8579-1:2002 "Acceptance code for gears — Part 1: Determination of airborne sound power levels emitted by gear units"
- ISO 3744:2010 "Acoustics — Determination of sound power levels and sound energy levels of noise sources using sound pressure"
- ГОСТ 12.1.003-2014 "Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности"
- ГОСТ Р 53863-2010 "Редукторы зубчатые общемашиностроительного применения. Общие технические условия"
Техническая документация производителей
- SEW-EURODRIVE "Технический каталог: Индустриальные редукторы", 2023
- NORD Drivesystems "Technical Documentation for Gear Units", 2022
- Siemens-Flender "Geared Motors Technical Guide", 2023
- Bonfiglioli "Industrial Gearmotors Catalog", 2022
- Lenze "Geared Motors Selection Guide", 2023
Научно-техническая литература
- Берестнев О.В., Гоман А.М., Ишин Н.Н. "Аналитические методы механики в динамике приводов", 2019
- Smith J.D. "Gear Noise and Vibration", Cambridge University Press, 2020
- Houser D.R. "Gear Noise Sources and Their Prediction Using Mathematical Models", SAE Technical Paper, 2021
- Вершинский Л.В., Хаймович А.И. "Основы технологии производства редукторов", 2018
Дисклеймер: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для предоставления общей информации о шумовых характеристиках мотор-редукторов. Приведенные данные основаны на результатах испытаний и могут отличаться для конкретных моделей и условий эксплуатации. Для получения точных технических характеристик рекомендуется обращаться к официальной документации производителей.
Автор и компания "Иннер Инжиниринг" не несут ответственности за любые прямые или косвенные убытки, связанные с использованием информации, содержащейся в данной статье. При проектировании и выборе оборудования необходимо руководствоваться актуальными техническими условиями и нормативными документами.