Таблица 1: Выбор устройств плавного пуска по типу нагрузки
Тип нагрузки | Характеристика пуска | Рекомендуемая мощность УПП | Время разгона | Специальные требования |
---|---|---|---|---|
Центробежные насосы | Средний пусковой момент | 100-110% от номинальной мощности двигателя | 5-15 секунд | Контроль гидравлического удара, функция плавного останова |
Вентиляторы | Низкий пусковой момент | 100% от номинальной мощности двигателя | 10-30 секунд | Квадратичная характеристика момента |
Конвейеры | Высокий пусковой момент | 150-200% от номинальной мощности двигателя | 5-10 секунд | Усиленный пусковой момент, защита от заклинивания |
Компрессоры поршневые | Очень высокий пусковой момент | 200-250% от номинальной мощности двигателя | 2-5 секунд | Интенсивный пусковой момент, специальный режим пуска |
Компрессоры винтовые | Средний пусковой момент | 150% от номинальной мощности двигателя | 5-15 секунд | Контроль разгрузки при пуске |
Мешалки | Высокий пусковой момент | 150-200% от номинальной мощности двигателя | 10-20 секунд | Адаптация к вязкости среды |
Дробилки | Экстремально высокий пусковой момент | 250-300% от номинальной мощности двигателя | 5-10 секунд | Ударостойкость, защита от перегрузки |
Таблица 2: Рекомендуемые параметры для различных типов нагрузки
Тип нагрузки | Начальное напряжение | Ограничение тока | Время разгона | Время останова | Профиль пуска |
---|---|---|---|---|---|
Центробежный насос | 30-40% | 350-400% | 10 сек | 15-20 сек | Линейное напряжение |
Погружной насос | 40-50% | 350-400% | 3-5 сек | 3-5 сек | Линейное напряжение |
Осевой вентилятор | 30-40% | 350% | 15-30 сек | 0 сек (свободный выбег) | Квадратичное напряжение |
Центробежный вентилятор | 30-40% | 350% | 15-30 сек | 0 сек (свободный выбег) | Квадратичное напряжение |
Ленточный конвейер | 40-60% | 400-450% | 5-10 сек | 0 сек (свободный выбег) | Линейный момент |
Поршневой компрессор | 50-60% | 450% | 2-5 сек | 0 сек (свободный выбег) | Усиленный момент |
Винтовой компрессор | 40-50% | 400% | 5-10 сек | 0 сек (свободный выбег) | Линейное напряжение |
Таблица 3: Выбор тормозных резисторов для частотных преобразователей
Мощность преобразователя (кВт) | Сопротивление резистора (Ом) | Мощность резистора (кВт) | Скважность (%) | Макс. рассеиваемая энергия (кДж) | Тип применения |
---|---|---|---|---|---|
0.75-1.5 | 200-400 | 0.2-0.4 | 10% | 10-18 | Легкое торможение |
2.2-4.0 | 100-200 | 0.5-1.0 | 10% | 28-36 | Стандартное применение |
5.5-7.5 | 70-100 | 1.0-1.5 | 10% | 40-55 | Стандартное применение |
11-15 | 40-60 | 2.2-4.0 | 10% | 70-90 | Стандартное применение |
18.5-22 | 30-40 | 4.0-6.0 | 15% | 110-130 | Интенсивное торможение |
30-37 | 20-30 | 6.0-9.0 | 15% | 150-180 | Интенсивное торможение |
45-55 | 15-20 | 9.0-12.0 | 15% | 200-240 | Интенсивное торможение |
75-90 | 8-15 | 13.0-17.0 | 20% | 280-320 | Тяжелый режим |
110-132 | 6-8 | 18.0-22.0 | 20% | 380-420 | Тяжелый режим |
Таблица 4: Гармонические искажения частотных преобразователей
Тип преобразователя | Мощность (кВт) | THDi (%) | Основные гармоники | Методы снижения | Соответствие стандартам |
---|---|---|---|---|---|
6-пульсный без дросселя | 0.75-15 | 80-120% | 5, 7, 11, 13 | Установка входного дросселя | Не соответствует IEEE 519 |
6-пульсный с дросселем 3% | 0.75-15 | 40-45% | 5, 7, 11, 13 | Увеличение импеданса дросселя | Частично IEEE 519 |
6-пульсный с дросселем 5% | 0.75-15 | 30-35% | 5, 7, 11, 13 | Пассивный фильтр гармоник | Частично IEEE 519 |
12-пульсный | 30-250 | 12-15% | 11, 13, 23, 25 | Фазосдвигающий трансформатор | Соответствует IEEE 519 |
18-пульсный | 75-500 | 5-8% | 17, 19, 35, 37 | Специальный трансформатор | Полностью соответствует IEEE 519 |
AFE (активный выпрямитель) | 15-500 | 3-5% | Высокочастотные | Фильтр ВЧ-помех | Полностью соответствует IEEE 519 |
Многоуровневый | 200-1000+ | 2-4% | Высокочастотные | Встроенная фильтрация | Полностью соответствует IEEE 519 |
1. Введение
В современной промышленности эффективное управление электродвигателями играет ключевую роль в обеспечении надежности и энергоэффективности производственных процессов. Два основных технических решения – устройства плавного пуска (УПП) и частотные преобразователи (ЧП) – применяются для различных задач управления электродвигателями. Правильный выбор между этими технологиями требует глубокого понимания их принципов работы, характеристик и областей применения.
Устройства плавного пуска обеспечивают плавный разгон и торможение двигателей за счет регулирования напряжения, что значительно снижает пусковые токи и механические ударные нагрузки. Частотные преобразователи, помимо этих функций, позволяют регулировать скорость вращения двигателя путем изменения частоты питающего напряжения, что открывает широкие возможности для оптимизации технологических процессов и энергосбережения.
В данной статье представлены подробные таблицы для выбора УПП по типам нагрузки, рекомендации по настройке параметров, спецификации тормозных резисторов для ЧП и данные по гармоническим искажениям с методами их снижения. Эта информация позволит инженерам и техническим специалистам принимать обоснованные решения при выборе оборудования для конкретных промышленных задач.
2. Устройства плавного пуска (УПП)
2.1. Принцип работы УПП
Устройства плавного пуска работают на основе фазового управления напряжением с помощью полупроводниковых элементов – тиристоров или симисторов. УПП плавно увеличивает напряжение, подаваемое на двигатель, от начального значения (обычно 30-50% от номинального) до полного напряжения в течение заданного времени разгона. За счет этого значительно снижается пусковой ток и механические нагрузки на двигатель и приводимый механизм.
Основные элементы типичного УПП:
- Силовая часть с тиристорами или симисторами
- Микропроцессорный блок управления
- Система измерения тока и напряжения
- Система защиты от аварийных режимов
- Интерфейс пользователя и коммуникационные порты
Современные УПП имеют несколько режимов запуска:
- Линейное нарастание напряжения – классический режим, подходящий для большинства применений
- Ограничение тока – поддержание постоянного значения пускового тока
- Режим пуска с начальным броском момента – для нагрузок с высоким начальным сопротивлением
- Режим контроля момента – для плавного изменения крутящего момента
- Импульсный пуск – для преодоления начального трения
Важно понимать, что УПП не может регулировать скорость двигателя в установившемся режиме. После завершения пуска тиристоры полностью открыты, и двигатель работает как подключенный напрямую к сети.
2.2. Области применения УПП
Устройства плавного пуска наиболее эффективны в системах, где требуется только снижение пусковых токов и механических нагрузок, а регулирование скорости в процессе работы не требуется. Основные области применения:
- Насосные системы – предотвращение гидравлических ударов при пуске и останове
- Вентиляционные системы – плавный разгон вентиляторов большой мощности
- Конвейерные системы – устранение рывков при пуске ленточных конвейеров
- Компрессорное оборудование – снижение нагрузки на механические компоненты
- Дробильное оборудование – предотвращение повреждения механизмов
УПП особенно эффективны в системах с высокими моментами инерции, где требуется более длительное время разгона для снижения механических нагрузок на трансмиссию и рабочие органы механизмов.
2.3. Критерии выбора УПП
При выборе устройства плавного пуска необходимо учитывать следующие основные параметры:
- Номинальная мощность и ток двигателя – УПП должно соответствовать или превышать номинальные характеристики двигателя
- Тип нагрузки – для разных типов нагрузки требуются различные настройки и запас по мощности (см. Таблицу 1)
- Частота пусков – влияет на тепловой режим работы УПП
- Условия окружающей среды – температура, влажность, запыленность
- Требуемые защитные функции – защита от перегрузки, асимметрии фаз, пропадания фазы и т.д.
- Необходимость функции плавного останова – особенно важна для насосных систем
Для корректного выбора УПП по мощности необходимо учитывать как характеристики двигателя, так и характер нагрузки. В зависимости от типа нагрузки может потребоваться запас по мощности УПП относительно номинальной мощности двигателя:
- Легкий пуск (вентиляторы, центробежные насосы) – 100-110% от номинальной мощности двигателя
- Нормальный пуск (конвейеры, винтовые компрессоры) – 150-200% от номинальной мощности двигателя
- Тяжелый пуск (поршневые компрессоры, дробилки) – 200-300% от номинальной мощности двигателя
Недостаточная мощность УПП для тяжелых нагрузок может привести к невозможности пуска, перегреву устройства или срабатыванию защиты от перегрузки.
2.4. Настройка параметров УПП
Правильная настройка параметров УПП критически важна для обеспечения оптимального пуска и останова двигателя. Основные параметры, требующие настройки:
- Начальное напряжение – определяет начальный момент при пуске (обычно 30-60% от номинального)
- Время разгона – период, за который напряжение повышается от начального до номинального
- Ограничение тока – максимально допустимый ток во время пуска (обычно 300-450% от номинального)
- Профиль пуска – линейное напряжение, квадратичное напряжение, линейный момент и т.д.
- Время останова – период, за который напряжение снижается от номинального до минимального
- Порог срабатывания защит – по току, напряжению, асимметрии фаз и т.д.
Рекомендуемые настройки для различных типов нагрузки приведены в Таблице 2. Эти значения могут служить отправной точкой, но в каждом конкретном случае может потребоваться корректировка параметров в зависимости от характеристик двигателя и приводимого механизма.
3. Частотные преобразователи (ЧП)
3.1. Принцип работы ЧП
Частотные преобразователи преобразуют входное сетевое напряжение с постоянной частотой в напряжение с регулируемой частотой и амплитудой. Современные ЧП имеют следующую структуру:
- Выпрямитель – преобразует переменное напряжение сети в постоянное
- Звено постоянного тока – сглаживает пульсации выпрямленного напряжения
- Инвертор – преобразует постоянное напряжение в переменное с регулируемой частотой и амплитудой
- Микропроцессорная система управления – обеспечивает контроль всех параметров и алгоритмов работы
Основные методы управления двигателем в частотных преобразователях:
- Скалярное управление (U/f) – поддержание постоянного соотношения напряжение/частота
- Векторное управление без датчика – расчет вектора потокосцепления ротора на основе измеряемых параметров
- Векторное управление с датчиком обратной связи – наиболее точное управление с использованием энкодера
- Прямое управление моментом (DTC) – быстродействующий алгоритм с высокой точностью регулирования момента
В отличие от УПП, частотные преобразователи позволяют не только обеспечить плавный пуск и останов, но и регулировать скорость вращения двигателя во всем диапазоне от нуля до номинальной и выше, а также точно контролировать момент на валу двигателя.
3.2. Области применения ЧП
Частотные преобразователи применяются в системах, где требуется регулирование скорости двигателя в процессе работы, точное поддержание технологических параметров или значительная экономия электроэнергии. Основные области применения:
- Насосные станции – регулирование расхода и давления, экономия электроэнергии
- Вентиляционные системы – регулирование воздушного потока, энергосбережение
- Конвейерные линии – точное поддержание скорости и синхронизация
- Подъемно-транспортное оборудование – точное позиционирование и контроль ускорений
- Промышленные станки и обрабатывающие центры – прецизионное управление скоростью
- Компрессоры – регулирование производительности, снижение энергопотребления
При использовании ЧП для управления насосами и вентиляторами можно достичь экономии электроэнергии до 30-50% благодаря квадратичной зависимости потребляемой мощности от скорости для этих типов нагрузки.
3.3. Критерии выбора ЧП
При выборе частотного преобразователя необходимо учитывать следующие параметры:
- Мощность и тип двигателя – асинхронный, синхронный, с постоянными магнитами
- Требуемый диапазон регулирования скорости – влияет на выбор метода управления
- Требуемая точность поддержания скорости и момента – определяет необходимость использования векторного управления
- Характер нагрузки – постоянный момент, переменный момент, динамические режимы
- Режим работы – длительный, повторно-кратковременный, с частыми пусками
- Необходимость рекуперации энергии – требуется ли возврат энергии в сеть при торможении
- Условия эксплуатации – температура, влажность, запыленность, вибрации
- Требования к защитным функциям – защита двигателя, преобразователя, технологического процесса
- Интерфейсы связи – для интеграции в АСУ ТП
Для большинства применений ЧП выбирается по номинальной мощности двигателя без дополнительного запаса. Однако в случаях с тяжелым пуском, частыми торможениями или работой с перегрузками может потребоваться выбор ЧП на ступень выше по мощности.
При выборе частотного преобразователя необходимо учитывать возможность возникновения перенапряжений на клеммах двигателя при длинных кабельных линиях и высокой частоте коммутации IGBT-транзисторов, что может потребовать установки выходных фильтров или использования двигателей с усиленной изоляцией.
4. Тормозные резисторы для частотных преобразователей
4.1. Принцип работы и назначение
При торможении электродвигателя происходит его переход в генераторный режим работы, когда механическая энергия инерции нагрузки преобразуется в электрическую. Эта энергия возвращается в звено постоянного тока частотного преобразователя, вызывая повышение напряжения. Для защиты от перенапряжения и утилизации избыточной энергии используется тормозной транзистор с тормозным резистором.
Тормозной резистор выполняет следующие функции:
- Преобразование электрической энергии торможения в тепловую
- Предотвращение превышения напряжения в звене постоянного тока ЧП
- Обеспечение быстрого торможения двигателя
- Стабилизация работы привода в тяжелых динамических режимах
Процесс торможения с использованием тормозного резистора работает следующим образом:
- При превышении напряжения в звене постоянного тока выше порогового значения (обычно 380-400 В для сети 220 В или 770-800 В для сети 380 В) открывается тормозной транзистор
- Избыточная энергия направляется в тормозной резистор, где преобразуется в тепло
- При снижении напряжения ниже порогового значения тормозной транзистор закрывается
4.2. Выбор тормозных резисторов
Правильный выбор тормозного резистора зависит от следующих факторов:
- Мощность частотного преобразователя – определяет номинальную мощность резистора
- Момент инерции нагрузки – влияет на энергию торможения
- Время торможения – более короткое время требует более мощного резистора
- Частота циклов торможения – определяет термический режим работы резистора
- Напряжение звена постоянного тока – определяет сопротивление резистора
Основные параметры тормозного резистора, требующие определения:
- Сопротивление (Ом) – зависит от напряжения звена постоянного тока и тока тормозного транзистора
- Мощность (кВт) – определяется энергией торможения и скважностью
- Кратковременная перегрузочная способность – способность выдерживать пиковые нагрузки
- Скважность – отношение времени работы резистора к полному времени цикла
В Таблице 3 приведены рекомендации по выбору тормозных резисторов для различных мощностей частотных преобразователей с указанием оптимальных параметров сопротивления, мощности и скважности.
Важно учитывать, что продолжительная работа с тормозным резистором в режиме с высокой скважностью может указывать на неоптимальный выбор времени торможения или необходимость использования ЧП с функцией рекуперации энергии в сеть.
4.3. Расчет параметров тормозных резисторов
Для более точного расчета параметров тормозного резистора применяются следующие формулы:
Энергия торможения (Дж):
E = 0.5 × J × (ω₁² - ω₂²)
где J – момент инерции системы (кг·м²), ω₁ – начальная угловая скорость (рад/с), ω₂ – конечная угловая скорость (рад/с).
Минимальное сопротивление резистора (Ом):
R = U² / P
где U – напряжение срабатывания тормозного транзистора (В), P – пиковая мощность торможения (Вт).
Мощность резистора (Вт):
P = E / t × s
где E – энергия торможения (Дж), t – время торможения (с), s – скважность (отн. ед.).
Выбор сопротивления резистора ниже минимально допустимого может привести к выходу из строя тормозного транзистора частотного преобразователя. Выбор сопротивления выше оптимального приведет к увеличению времени торможения.
Для нагрузок с высокой инерцией и частыми циклами торможения рекомендуется использовать специальные тормозные резисторы с высокой теплоемкостью и эффективным охлаждением. В особо тяжелых режимах работы может потребоваться установка нескольких параллельно работающих тормозных резисторов или использование частотного преобразователя с функцией рекуперации энергии в сеть.
5. Гармонические искажения
5.1. Природа гармонических искажений
Частотные преобразователи являются нелинейной нагрузкой для электрической сети, что приводит к возникновению гармонических искажений тока и напряжения. Основной источник гармоник в ЧП – выпрямитель на входе преобразователя, который потребляет ток импульсной формы.
Основные характеристики гармонических искажений:
- THDi (Total Harmonic Distortion current) – коэффициент гармонических искажений тока
- THDu (Total Harmonic Distortion voltage) – коэффициент гармонических искажений напряжения
- Порядок гармоник – для 6-пульсного выпрямителя наиболее значимы 5, 7, 11, 13 гармоники
Характер гармонических искажений зависит от типа преобразователя:
- 6-пульсный выпрямитель – наиболее распространенный, создает до 80-120% THDi
- 12-пульсный выпрямитель – значительно снижает 5 и 7 гармоники, THDi около 12-15%
- 18-пульсный выпрямитель – дополнительно снижает 11 и 13 гармоники, THDi около 5-8%
- Активный выпрямитель (AFE) – формирует синусоидальный ток, THDi менее 5%
5.2. Проблемы, вызываемые гармоническими искажениями
Высокий уровень гармонических искажений может вызвать ряд проблем в электрической сети и подключенном оборудовании:
- Дополнительные потери в трансформаторах и линиях – увеличение нагрева и снижение срока службы
- Перегрузка нулевого проводника – из-за суммирования гармоник, кратных трем
- Резонансные явления в сети – усиление отдельных гармоник
- Перегрузка конденсаторов компенсации реактивной мощности – преждевременный выход из строя
- Помехи в работе чувствительного электронного оборудования – сбои в системах связи и управления
- Ложные срабатывания автоматов защиты – из-за искажения формы тока
Стандарт IEEE 519-2014 устанавливает предельно допустимые уровни гармонических искажений в электрических сетях. Соблюдение этих требований обязательно для промышленных объектов с высокой концентрацией нелинейных нагрузок.
5.3. Методы снижения гармонических искажений
Для снижения уровня гармонических искажений в сети при использовании частотных преобразователей применяют следующие методы и устройства:
- Входные дроссели – самый простой и экономичный способ, снижает THDi до 30-45%
- Пассивные фильтры гармоник – специальные LC-контуры, настроенные на частоты определенных гармоник
- Активные фильтры гармоник – компенсируют гармоники путем инжекции в сеть гармонических токов в противофазе
- Многопульсные схемы выпрямления – 12, 18, 24-пульсные схемы с фазосдвигающими трансформаторами
- Активные выпрямители (AFE) – обеспечивают синусоидальный ток потребления и возможность рекуперации
Выбор метода снижения гармоник зависит от требований к качеству электроэнергии, мощности установки и экономических факторов. В Таблице 4 приведены сравнительные характеристики различных типов преобразователей с точки зрения гармонических искажений и методов их снижения.
При проектировании систем с большим количеством частотных преобразователей рекомендуется проводить компьютерное моделирование гармонических искажений для выбора оптимальных методов их снижения.
6. Сравнение УПП и ЧП
6.1. Области применения
Выбор между устройством плавного пуска и частотным преобразователем должен основываться на требованиях конкретного применения:
- УПП оптимально для:
- Систем, где требуется только плавный пуск и останов
- Приводов, работающих постоянно с номинальной скоростью
- Систем с редкими пусками (менее 5-10 в час)
- Систем с ограниченным бюджетом, где не требуется регулирование скорости
- ЧП оптимально для:
- Систем с регулированием скорости в процессе работы
- Применений, требующих высокой точности регулирования момента
- Энергосберегающих решений для насосов и вентиляторов
- Систем с частыми пусками и остановами
- Высокодинамичных приводов с контролем ускорений
6.2. Энергоэффективность
С точки зрения энергоэффективности ЧП и УПП имеют существенные различия:
- УПП:
- Экономия энергии только в процессе пуска и останова
- Незначительные потери в рабочем режиме (0.5-2%)
- Отсутствие возможности оптимизации работы в соответствии с текущей нагрузкой
- ЧП:
- Существенная экономия энергии для нагрузок с переменным моментом (насосы, вентиляторы) – до 30-50%
- Потери в номинальном режиме около 3-5%
- Возможность оптимизации режима работы двигателя при частичной нагрузке
- Возможность рекуперации энергии (для ЧП с активным выпрямителем)
Для насосов и вентиляторов экономия энергии при использовании ЧП объясняется "законом кубов" – при снижении скорости вращения на 20% потребляемая мощность снижается примерно на 50%.
6.3. Стоимость и окупаемость
Экономическая эффективность применения УПП или ЧП зависит от множества факторов:
- Капитальные затраты:
- Стоимость УПП составляет примерно 30-50% от стоимости ЧП аналогичной мощности
- ЧП требует дополнительных затрат на фильтры, экранированные кабели, тормозные резисторы
- Эксплуатационные расходы:
- ЧП обеспечивает существенную экономию электроэнергии при регулировании скорости
- УПП обычно имеет больший срок службы из-за более простой конструкции
- ЧП требует более квалифицированного обслуживания
- Срок окупаемости:
- Для УПП – за счет снижения пусковых токов и уменьшения механических нагрузок
- Для ЧП – преимущественно за счет экономии электроэнергии и повышения качества технологического процесса
Типичный срок окупаемости ЧП для насосов и вентиляторов при постоянно меняющихся режимах работы составляет 1-2 года. Для УПП срок окупаемости определяется в основном повышением надежности оборудования и снижением затрат на ремонт.
7. Производители и модели
На российском рынке представлен широкий выбор устройств плавного пуска и частотных преобразователей от различных производителей. Каждый производитель имеет свои особенности и сильные стороны.
При выборе производителя и модели устройства рекомендуется учитывать не только стоимость оборудования, но и доступность технической поддержки, наличие сервисных центров, доступность запасных частей и репутацию производителя на рынке.
Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент устройств плавного пуска и частотных преобразователей от ведущих мировых производителей, а также собственную линейку продукции под маркой Inner. Наши специалисты помогут с выбором оптимального решения для ваших задач, предоставят техническую консультацию и обеспечат квалифицированную поддержку на всех этапах от проектирования до внедрения и эксплуатации.
Дисклеймер и источники
Данная статья предназначена исключительно для ознакомительных целей и не является исчерпывающим руководством по выбору и эксплуатации устройств плавного пуска и частотных преобразователей. Перед принятием решений, связанных с выбором и установкой оборудования, рекомендуется проконсультироваться с квалифицированными специалистами.
Информация, представленная в таблицах, основана на технических данных ведущих производителей и соответствует общепринятым инженерным практикам. Однако в конкретных условиях эксплуатации могут потребоваться корректировки представленных параметров.
Источники информации:
- Технические спецификации и руководства по эксплуатации продукции ABB, Danfoss, Instart, Inner
- Стандарт IEEE 519-2014 "Рекомендуемые практики и требования к гармоническому контролю в электрических энергосистемах"
- Справочник по частотному регулированию электроприводов, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020
- Каталоги продукции компании "Иннер Инжиниринг"
Автор и компания "Иннер Инжиниринг" не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием информации, представленной в данной статье.