Меню

Таблицы выбора устройств плавного пуска и частотных преобразователей

  • 08.05.2025
  • Познавательное

Таблица 1: Выбор устройств плавного пуска по типу нагрузки

Классификация и рекомендации по выбору УПП для различных типов нагрузки
Тип нагрузки Характеристика пуска Рекомендуемая мощность УПП Время разгона Специальные требования
Центробежные насосы Средний пусковой момент 100-110% от номинальной мощности двигателя 5-15 секунд Контроль гидравлического удара, функция плавного останова
Вентиляторы Низкий пусковой момент 100% от номинальной мощности двигателя 10-30 секунд Квадратичная характеристика момента
Конвейеры Высокий пусковой момент 150-200% от номинальной мощности двигателя 5-10 секунд Усиленный пусковой момент, защита от заклинивания
Компрессоры поршневые Очень высокий пусковой момент 200-250% от номинальной мощности двигателя 2-5 секунд Интенсивный пусковой момент, специальный режим пуска
Компрессоры винтовые Средний пусковой момент 150% от номинальной мощности двигателя 5-15 секунд Контроль разгрузки при пуске
Мешалки Высокий пусковой момент 150-200% от номинальной мощности двигателя 10-20 секунд Адаптация к вязкости среды
Дробилки Экстремально высокий пусковой момент 250-300% от номинальной мощности двигателя 5-10 секунд Ударостойкость, защита от перегрузки

Таблица 2: Рекомендуемые параметры для различных типов нагрузки

Оптимальные настройки УПП для конкретных применений
Тип нагрузки Начальное напряжение Ограничение тока Время разгона Время останова Профиль пуска
Центробежный насос 30-40% 350-400% 10 сек 15-20 сек Линейное напряжение
Погружной насос 40-50% 350-400% 3-5 сек 3-5 сек Линейное напряжение
Осевой вентилятор 30-40% 350% 15-30 сек 0 сек (свободный выбег) Квадратичное напряжение
Центробежный вентилятор 30-40% 350% 15-30 сек 0 сек (свободный выбег) Квадратичное напряжение
Ленточный конвейер 40-60% 400-450% 5-10 сек 0 сек (свободный выбег) Линейный момент
Поршневой компрессор 50-60% 450% 2-5 сек 0 сек (свободный выбег) Усиленный момент
Винтовой компрессор 40-50% 400% 5-10 сек 0 сек (свободный выбег) Линейное напряжение

Таблица 3: Выбор тормозных резисторов для частотных преобразователей

Параметры тормозных резисторов в зависимости от мощности ЧП
Мощность преобразователя (кВт) Сопротивление резистора (Ом) Мощность резистора (кВт) Скважность (%) Макс. рассеиваемая энергия (кДж) Тип применения
0.75-1.5 200-400 0.2-0.4 10% 10-18 Легкое торможение
2.2-4.0 100-200 0.5-1.0 10% 28-36 Стандартное применение
5.5-7.5 70-100 1.0-1.5 10% 40-55 Стандартное применение
11-15 40-60 2.2-4.0 10% 70-90 Стандартное применение
18.5-22 30-40 4.0-6.0 15% 110-130 Интенсивное торможение
30-37 20-30 6.0-9.0 15% 150-180 Интенсивное торможение
45-55 15-20 9.0-12.0 15% 200-240 Интенсивное торможение
75-90 8-15 13.0-17.0 20% 280-320 Тяжелый режим
110-132 6-8 18.0-22.0 20% 380-420 Тяжелый режим

Таблица 4: Гармонические искажения частотных преобразователей

Уровни гармонических искажений и методы их снижения
Тип преобразователя Мощность (кВт) THDi (%) Основные гармоники Методы снижения Соответствие стандартам
6-пульсный без дросселя 0.75-15 80-120% 5, 7, 11, 13 Установка входного дросселя Не соответствует IEEE 519
6-пульсный с дросселем 3% 0.75-15 40-45% 5, 7, 11, 13 Увеличение импеданса дросселя Частично IEEE 519
6-пульсный с дросселем 5% 0.75-15 30-35% 5, 7, 11, 13 Пассивный фильтр гармоник Частично IEEE 519
12-пульсный 30-250 12-15% 11, 13, 23, 25 Фазосдвигающий трансформатор Соответствует IEEE 519
18-пульсный 75-500 5-8% 17, 19, 35, 37 Специальный трансформатор Полностью соответствует IEEE 519
AFE (активный выпрямитель) 15-500 3-5% Высокочастотные Фильтр ВЧ-помех Полностью соответствует IEEE 519
Многоуровневый 200-1000+ 2-4% Высокочастотные Встроенная фильтрация Полностью соответствует IEEE 519
Полное оглавление

1. Введение

В современной промышленности эффективное управление электродвигателями играет ключевую роль в обеспечении надежности и энергоэффективности производственных процессов. Два основных технических решения – устройства плавного пуска (УПП) и частотные преобразователи (ЧП) – применяются для различных задач управления электродвигателями. Правильный выбор между этими технологиями требует глубокого понимания их принципов работы, характеристик и областей применения.

Устройства плавного пуска обеспечивают плавный разгон и торможение двигателей за счет регулирования напряжения, что значительно снижает пусковые токи и механические ударные нагрузки. Частотные преобразователи, помимо этих функций, позволяют регулировать скорость вращения двигателя путем изменения частоты питающего напряжения, что открывает широкие возможности для оптимизации технологических процессов и энергосбережения.

В данной статье представлены подробные таблицы для выбора УПП по типам нагрузки, рекомендации по настройке параметров, спецификации тормозных резисторов для ЧП и данные по гармоническим искажениям с методами их снижения. Эта информация позволит инженерам и техническим специалистам принимать обоснованные решения при выборе оборудования для конкретных промышленных задач.

2. Устройства плавного пуска (УПП)

2.1. Принцип работы УПП

Устройства плавного пуска работают на основе фазового управления напряжением с помощью полупроводниковых элементов – тиристоров или симисторов. УПП плавно увеличивает напряжение, подаваемое на двигатель, от начального значения (обычно 30-50% от номинального) до полного напряжения в течение заданного времени разгона. За счет этого значительно снижается пусковой ток и механические нагрузки на двигатель и приводимый механизм.

Основные элементы типичного УПП:

  • Силовая часть с тиристорами или симисторами
  • Микропроцессорный блок управления
  • Система измерения тока и напряжения
  • Система защиты от аварийных режимов
  • Интерфейс пользователя и коммуникационные порты

Современные УПП имеют несколько режимов запуска:

  • Линейное нарастание напряжения – классический режим, подходящий для большинства применений
  • Ограничение тока – поддержание постоянного значения пускового тока
  • Режим пуска с начальным броском момента – для нагрузок с высоким начальным сопротивлением
  • Режим контроля момента – для плавного изменения крутящего момента
  • Импульсный пуск – для преодоления начального трения

Важно понимать, что УПП не может регулировать скорость двигателя в установившемся режиме. После завершения пуска тиристоры полностью открыты, и двигатель работает как подключенный напрямую к сети.

2.2. Области применения УПП

Устройства плавного пуска наиболее эффективны в системах, где требуется только снижение пусковых токов и механических нагрузок, а регулирование скорости в процессе работы не требуется. Основные области применения:

  • Насосные системы – предотвращение гидравлических ударов при пуске и останове
  • Вентиляционные системы – плавный разгон вентиляторов большой мощности
  • Конвейерные системы – устранение рывков при пуске ленточных конвейеров
  • Компрессорное оборудование – снижение нагрузки на механические компоненты
  • Дробильное оборудование – предотвращение повреждения механизмов

УПП особенно эффективны в системах с высокими моментами инерции, где требуется более длительное время разгона для снижения механических нагрузок на трансмиссию и рабочие органы механизмов.

2.3. Критерии выбора УПП

При выборе устройства плавного пуска необходимо учитывать следующие основные параметры:

  • Номинальная мощность и ток двигателя – УПП должно соответствовать или превышать номинальные характеристики двигателя
  • Тип нагрузки – для разных типов нагрузки требуются различные настройки и запас по мощности (см. Таблицу 1)
  • Частота пусков – влияет на тепловой режим работы УПП
  • Условия окружающей среды – температура, влажность, запыленность
  • Требуемые защитные функции – защита от перегрузки, асимметрии фаз, пропадания фазы и т.д.
  • Необходимость функции плавного останова – особенно важна для насосных систем

Для корректного выбора УПП по мощности необходимо учитывать как характеристики двигателя, так и характер нагрузки. В зависимости от типа нагрузки может потребоваться запас по мощности УПП относительно номинальной мощности двигателя:

  • Легкий пуск (вентиляторы, центробежные насосы) – 100-110% от номинальной мощности двигателя
  • Нормальный пуск (конвейеры, винтовые компрессоры) – 150-200% от номинальной мощности двигателя
  • Тяжелый пуск (поршневые компрессоры, дробилки) – 200-300% от номинальной мощности двигателя

Недостаточная мощность УПП для тяжелых нагрузок может привести к невозможности пуска, перегреву устройства или срабатыванию защиты от перегрузки.

2.4. Настройка параметров УПП

Правильная настройка параметров УПП критически важна для обеспечения оптимального пуска и останова двигателя. Основные параметры, требующие настройки:

  • Начальное напряжение – определяет начальный момент при пуске (обычно 30-60% от номинального)
  • Время разгона – период, за который напряжение повышается от начального до номинального
  • Ограничение тока – максимально допустимый ток во время пуска (обычно 300-450% от номинального)
  • Профиль пуска – линейное напряжение, квадратичное напряжение, линейный момент и т.д.
  • Время останова – период, за который напряжение снижается от номинального до минимального
  • Порог срабатывания защит – по току, напряжению, асимметрии фаз и т.д.

Рекомендуемые настройки для различных типов нагрузки приведены в Таблице 2. Эти значения могут служить отправной точкой, но в каждом конкретном случае может потребоваться корректировка параметров в зависимости от характеристик двигателя и приводимого механизма.

3. Частотные преобразователи (ЧП)

3.1. Принцип работы ЧП

Частотные преобразователи преобразуют входное сетевое напряжение с постоянной частотой в напряжение с регулируемой частотой и амплитудой. Современные ЧП имеют следующую структуру:

  • Выпрямитель – преобразует переменное напряжение сети в постоянное
  • Звено постоянного тока – сглаживает пульсации выпрямленного напряжения
  • Инвертор – преобразует постоянное напряжение в переменное с регулируемой частотой и амплитудой
  • Микропроцессорная система управления – обеспечивает контроль всех параметров и алгоритмов работы

Основные методы управления двигателем в частотных преобразователях:

  • Скалярное управление (U/f) – поддержание постоянного соотношения напряжение/частота
  • Векторное управление без датчика – расчет вектора потокосцепления ротора на основе измеряемых параметров
  • Векторное управление с датчиком обратной связи – наиболее точное управление с использованием энкодера
  • Прямое управление моментом (DTC) – быстродействующий алгоритм с высокой точностью регулирования момента

В отличие от УПП, частотные преобразователи позволяют не только обеспечить плавный пуск и останов, но и регулировать скорость вращения двигателя во всем диапазоне от нуля до номинальной и выше, а также точно контролировать момент на валу двигателя.

3.2. Области применения ЧП

Частотные преобразователи применяются в системах, где требуется регулирование скорости двигателя в процессе работы, точное поддержание технологических параметров или значительная экономия электроэнергии. Основные области применения:

  • Насосные станции – регулирование расхода и давления, экономия электроэнергии
  • Вентиляционные системы – регулирование воздушного потока, энергосбережение
  • Конвейерные линии – точное поддержание скорости и синхронизация
  • Подъемно-транспортное оборудование – точное позиционирование и контроль ускорений
  • Промышленные станки и обрабатывающие центры – прецизионное управление скоростью
  • Компрессоры – регулирование производительности, снижение энергопотребления

При использовании ЧП для управления насосами и вентиляторами можно достичь экономии электроэнергии до 30-50% благодаря квадратичной зависимости потребляемой мощности от скорости для этих типов нагрузки.

3.3. Критерии выбора ЧП

При выборе частотного преобразователя необходимо учитывать следующие параметры:

  • Мощность и тип двигателя – асинхронный, синхронный, с постоянными магнитами
  • Требуемый диапазон регулирования скорости – влияет на выбор метода управления
  • Требуемая точность поддержания скорости и момента – определяет необходимость использования векторного управления
  • Характер нагрузки – постоянный момент, переменный момент, динамические режимы
  • Режим работы – длительный, повторно-кратковременный, с частыми пусками
  • Необходимость рекуперации энергии – требуется ли возврат энергии в сеть при торможении
  • Условия эксплуатации – температура, влажность, запыленность, вибрации
  • Требования к защитным функциям – защита двигателя, преобразователя, технологического процесса
  • Интерфейсы связи – для интеграции в АСУ ТП

Для большинства применений ЧП выбирается по номинальной мощности двигателя без дополнительного запаса. Однако в случаях с тяжелым пуском, частыми торможениями или работой с перегрузками может потребоваться выбор ЧП на ступень выше по мощности.

При выборе частотного преобразователя необходимо учитывать возможность возникновения перенапряжений на клеммах двигателя при длинных кабельных линиях и высокой частоте коммутации IGBT-транзисторов, что может потребовать установки выходных фильтров или использования двигателей с усиленной изоляцией.

4. Тормозные резисторы для частотных преобразователей

4.1. Принцип работы и назначение

При торможении электродвигателя происходит его переход в генераторный режим работы, когда механическая энергия инерции нагрузки преобразуется в электрическую. Эта энергия возвращается в звено постоянного тока частотного преобразователя, вызывая повышение напряжения. Для защиты от перенапряжения и утилизации избыточной энергии используется тормозной транзистор с тормозным резистором.

Тормозной резистор выполняет следующие функции:

  • Преобразование электрической энергии торможения в тепловую
  • Предотвращение превышения напряжения в звене постоянного тока ЧП
  • Обеспечение быстрого торможения двигателя
  • Стабилизация работы привода в тяжелых динамических режимах

Процесс торможения с использованием тормозного резистора работает следующим образом:

  1. При превышении напряжения в звене постоянного тока выше порогового значения (обычно 380-400 В для сети 220 В или 770-800 В для сети 380 В) открывается тормозной транзистор
  2. Избыточная энергия направляется в тормозной резистор, где преобразуется в тепло
  3. При снижении напряжения ниже порогового значения тормозной транзистор закрывается

4.2. Выбор тормозных резисторов

Правильный выбор тормозного резистора зависит от следующих факторов:

  • Мощность частотного преобразователя – определяет номинальную мощность резистора
  • Момент инерции нагрузки – влияет на энергию торможения
  • Время торможения – более короткое время требует более мощного резистора
  • Частота циклов торможения – определяет термический режим работы резистора
  • Напряжение звена постоянного тока – определяет сопротивление резистора

Основные параметры тормозного резистора, требующие определения:

  • Сопротивление (Ом) – зависит от напряжения звена постоянного тока и тока тормозного транзистора
  • Мощность (кВт) – определяется энергией торможения и скважностью
  • Кратковременная перегрузочная способность – способность выдерживать пиковые нагрузки
  • Скважность – отношение времени работы резистора к полному времени цикла

В Таблице 3 приведены рекомендации по выбору тормозных резисторов для различных мощностей частотных преобразователей с указанием оптимальных параметров сопротивления, мощности и скважности.

Важно учитывать, что продолжительная работа с тормозным резистором в режиме с высокой скважностью может указывать на неоптимальный выбор времени торможения или необходимость использования ЧП с функцией рекуперации энергии в сеть.

4.3. Расчет параметров тормозных резисторов

Для более точного расчета параметров тормозного резистора применяются следующие формулы:

Энергия торможения (Дж):

E = 0.5 × J × (ω₁² - ω₂²)

где J – момент инерции системы (кг·м²), ω₁ – начальная угловая скорость (рад/с), ω₂ – конечная угловая скорость (рад/с).

Минимальное сопротивление резистора (Ом):

R = U² / P

где U – напряжение срабатывания тормозного транзистора (В), P – пиковая мощность торможения (Вт).

Мощность резистора (Вт):

P = E / t × s

где E – энергия торможения (Дж), t – время торможения (с), s – скважность (отн. ед.).

Выбор сопротивления резистора ниже минимально допустимого может привести к выходу из строя тормозного транзистора частотного преобразователя. Выбор сопротивления выше оптимального приведет к увеличению времени торможения.

Для нагрузок с высокой инерцией и частыми циклами торможения рекомендуется использовать специальные тормозные резисторы с высокой теплоемкостью и эффективным охлаждением. В особо тяжелых режимах работы может потребоваться установка нескольких параллельно работающих тормозных резисторов или использование частотного преобразователя с функцией рекуперации энергии в сеть.

5. Гармонические искажения

5.1. Природа гармонических искажений

Частотные преобразователи являются нелинейной нагрузкой для электрической сети, что приводит к возникновению гармонических искажений тока и напряжения. Основной источник гармоник в ЧП – выпрямитель на входе преобразователя, который потребляет ток импульсной формы.

Основные характеристики гармонических искажений:

  • THDi (Total Harmonic Distortion current) – коэффициент гармонических искажений тока
  • THDu (Total Harmonic Distortion voltage) – коэффициент гармонических искажений напряжения
  • Порядок гармоник – для 6-пульсного выпрямителя наиболее значимы 5, 7, 11, 13 гармоники

Характер гармонических искажений зависит от типа преобразователя:

  • 6-пульсный выпрямитель – наиболее распространенный, создает до 80-120% THDi
  • 12-пульсный выпрямитель – значительно снижает 5 и 7 гармоники, THDi около 12-15%
  • 18-пульсный выпрямитель – дополнительно снижает 11 и 13 гармоники, THDi около 5-8%
  • Активный выпрямитель (AFE) – формирует синусоидальный ток, THDi менее 5%

5.2. Проблемы, вызываемые гармоническими искажениями

Высокий уровень гармонических искажений может вызвать ряд проблем в электрической сети и подключенном оборудовании:

  • Дополнительные потери в трансформаторах и линиях – увеличение нагрева и снижение срока службы
  • Перегрузка нулевого проводника – из-за суммирования гармоник, кратных трем
  • Резонансные явления в сети – усиление отдельных гармоник
  • Перегрузка конденсаторов компенсации реактивной мощности – преждевременный выход из строя
  • Помехи в работе чувствительного электронного оборудования – сбои в системах связи и управления
  • Ложные срабатывания автоматов защиты – из-за искажения формы тока

Стандарт IEEE 519-2014 устанавливает предельно допустимые уровни гармонических искажений в электрических сетях. Соблюдение этих требований обязательно для промышленных объектов с высокой концентрацией нелинейных нагрузок.

5.3. Методы снижения гармонических искажений

Для снижения уровня гармонических искажений в сети при использовании частотных преобразователей применяют следующие методы и устройства:

  • Входные дроссели – самый простой и экономичный способ, снижает THDi до 30-45%
  • Пассивные фильтры гармоник – специальные LC-контуры, настроенные на частоты определенных гармоник
  • Активные фильтры гармоник – компенсируют гармоники путем инжекции в сеть гармонических токов в противофазе
  • Многопульсные схемы выпрямления – 12, 18, 24-пульсные схемы с фазосдвигающими трансформаторами
  • Активные выпрямители (AFE) – обеспечивают синусоидальный ток потребления и возможность рекуперации

Выбор метода снижения гармоник зависит от требований к качеству электроэнергии, мощности установки и экономических факторов. В Таблице 4 приведены сравнительные характеристики различных типов преобразователей с точки зрения гармонических искажений и методов их снижения.

При проектировании систем с большим количеством частотных преобразователей рекомендуется проводить компьютерное моделирование гармонических искажений для выбора оптимальных методов их снижения.

6. Сравнение УПП и ЧП

6.1. Области применения

Выбор между устройством плавного пуска и частотным преобразователем должен основываться на требованиях конкретного применения:

  • УПП оптимально для:
    • Систем, где требуется только плавный пуск и останов
    • Приводов, работающих постоянно с номинальной скоростью
    • Систем с редкими пусками (менее 5-10 в час)
    • Систем с ограниченным бюджетом, где не требуется регулирование скорости
  • ЧП оптимально для:
    • Систем с регулированием скорости в процессе работы
    • Применений, требующих высокой точности регулирования момента
    • Энергосберегающих решений для насосов и вентиляторов
    • Систем с частыми пусками и остановами
    • Высокодинамичных приводов с контролем ускорений

6.2. Энергоэффективность

С точки зрения энергоэффективности ЧП и УПП имеют существенные различия:

  • УПП:
    • Экономия энергии только в процессе пуска и останова
    • Незначительные потери в рабочем режиме (0.5-2%)
    • Отсутствие возможности оптимизации работы в соответствии с текущей нагрузкой
  • ЧП:
    • Существенная экономия энергии для нагрузок с переменным моментом (насосы, вентиляторы) – до 30-50%
    • Потери в номинальном режиме около 3-5%
    • Возможность оптимизации режима работы двигателя при частичной нагрузке
    • Возможность рекуперации энергии (для ЧП с активным выпрямителем)

Для насосов и вентиляторов экономия энергии при использовании ЧП объясняется "законом кубов" – при снижении скорости вращения на 20% потребляемая мощность снижается примерно на 50%.

6.3. Стоимость и окупаемость

Экономическая эффективность применения УПП или ЧП зависит от множества факторов:

  • Капитальные затраты:
    • Стоимость УПП составляет примерно 30-50% от стоимости ЧП аналогичной мощности
    • ЧП требует дополнительных затрат на фильтры, экранированные кабели, тормозные резисторы
  • Эксплуатационные расходы:
    • ЧП обеспечивает существенную экономию электроэнергии при регулировании скорости
    • УПП обычно имеет больший срок службы из-за более простой конструкции
    • ЧП требует более квалифицированного обслуживания
  • Срок окупаемости:
    • Для УПП – за счет снижения пусковых токов и уменьшения механических нагрузок
    • Для ЧП – преимущественно за счет экономии электроэнергии и повышения качества технологического процесса

Типичный срок окупаемости ЧП для насосов и вентиляторов при постоянно меняющихся режимах работы составляет 1-2 года. Для УПП срок окупаемости определяется в основном повышением надежности оборудования и снижением затрат на ремонт.

7. Производители и модели

На российском рынке представлен широкий выбор устройств плавного пуска и частотных преобразователей от различных производителей. Каждый производитель имеет свои особенности и сильные стороны.

Частотные преобразователи
Устройства плавного пуска

При выборе производителя и модели устройства рекомендуется учитывать не только стоимость оборудования, но и доступность технической поддержки, наличие сервисных центров, доступность запасных частей и репутацию производителя на рынке.

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент устройств плавного пуска и частотных преобразователей от ведущих мировых производителей, а также собственную линейку продукции под маркой Inner. Наши специалисты помогут с выбором оптимального решения для ваших задач, предоставят техническую консультацию и обеспечат квалифицированную поддержку на всех этапах от проектирования до внедрения и эксплуатации.

Дисклеймер и источники

Данная статья предназначена исключительно для ознакомительных целей и не является исчерпывающим руководством по выбору и эксплуатации устройств плавного пуска и частотных преобразователей. Перед принятием решений, связанных с выбором и установкой оборудования, рекомендуется проконсультироваться с квалифицированными специалистами.

Информация, представленная в таблицах, основана на технических данных ведущих производителей и соответствует общепринятым инженерным практикам. Однако в конкретных условиях эксплуатации могут потребоваться корректировки представленных параметров.

Источники информации:

  • Технические спецификации и руководства по эксплуатации продукции ABB, Danfoss, Instart, Inner
  • Стандарт IEEE 519-2014 "Рекомендуемые практики и требования к гармоническому контролю в электрических энергосистемах"
  • Справочник по частотному регулированию электроприводов, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020
  • Каталоги продукции компании "Иннер Инжиниринг"

Автор и компания "Иннер Инжиниринг" не несут ответственности за возможные убытки, связанные с использованием информации, представленной в данной статье.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.