Маркировка подшипников и ее расшифровка
Содержание:
Введение в маркировку подшипников
Маркировка подшипников представляет собой систему условных обозначений, которая содержит ключевую информацию о характеристиках, размерах и особенностях конкретного подшипника. Понимание того, что означает маркировка подшипников, является критически важным навыком для инженеров, механиков и специалистов по техническому обслуживанию промышленного оборудования.
В данной статье мы подробно рассмотрим, что означают номера подшипников, что означают цифры на подшипнике, разберем особенности обозначений ведущих производителей, таких как SKF, а также расшифруем специальные коды, включая ZZ, C3, RS и другие часто встречающиеся обозначения.
Основные системы маркировки
В мировой практике существует несколько систем маркировки подшипников, среди которых наибольшее распространение получили:
- Система ISO/ABMA — международная система, используемая большинством производителей
- ГОСТ — система, применяемая в России и странах СНГ
- Системы обозначений отдельных производителей (SKF, NSK, KOYO и др.)
Несмотря на различия, все эти системы построены на общих принципах, где что означает обозначение подшипников структурировано и логично. Обычно маркировка содержит информацию о типе подшипника, его серии, размерах, точности изготовления и специальных характеристиках.
Система маркировки | Регион применения | Особенности |
---|---|---|
ISO/ABMA | Международная | Стандартизирована ISO 15, широко используется большинством мировых производителей |
ГОСТ | Россия, СНГ | Основана на ГОСТ 3189, имеет некоторые отличия от международной системы |
SKF | Международная | Базируется на ISO с дополнительными обозначениями для своих технологий |
DIN | Германия, ЕС | Немецкий промышленный стандарт, близкий к ISO |
Что означают цифры на подшипнике
Большинство маркировок подшипников содержат числовые коды, которые несут в себе основную информацию о подшипнике. Чтобы правильно понимать, что означают цифры подшипников, рассмотрим их структуру на примере стандартной маркировки:
Пример: 6208 ZZ C3
Где:
- 6 — тип подшипника (шариковый радиальный однорядный)
- 2 — серия по ширине/высоте
- 08 — код размера, связанный с внутренним диаметром
- ZZ — наличие металлических защитных шайб с двух сторон
- C3 — увеличенный радиальный зазор
Расшифровка цифрового кода
В международной системе ISO/ABMA, что означают номера подшипников можно разделить на следующие элементы:
- Первая цифра или префикс — указывает на тип подшипника
- Вторая(ые) цифра(ы) — обозначает серию по диаметру или ширине
- Последние две цифры — обозначают внутренний диаметр в мм, поделенный на 5 для стандартных размеров
Первая цифра | Тип подшипника |
---|---|
0 | Радиально-упорные шариковые подшипники |
1 | Самоустанавливающиеся шариковые подшипники |
2 | Сферические роликовые подшипники |
3 | Конические роликовые подшипники |
4 | Игольчатые роликовые подшипники |
5 | Упорные шариковые подшипники |
6 | Радиальные шариковые однорядные подшипники |
7 | Радиальные шариковые однорядные подшипники с угловым контактом |
8 | Упорные роликовые подшипники |
N | Цилиндрические роликовые подшипники |
Для внутреннего диаметра используется следующее правило: если последние две цифры меньше 04, то они обозначают внутренний диаметр в мм напрямую. Если 04 или больше, то для получения внутреннего диаметра в мм нужно умножить эти цифры на 5.
Внутренний диаметр = Код × 5 мм (для кода ≥ 04)
Например: код 08 → 8 × 5 = 40 мм
В некоторых случаях, что означают цифры на подшипнике может быть более сложным, особенно для специализированных типов подшипников или при использовании метрических обозначений. Например, для миниатюрных и тонкостенных подшипников внутренний диаметр может обозначаться напрямую без умножения.
Расшифровка буквенных обозначений
Понимание того, что означают буквы на подшипнику, не менее важно, чем расшифровка цифрового кода. Буквенные обозначения могут стоять как в начале маркировки (префиксы), так и в конце (суффиксы), указывая на специальные характеристики подшипника.
Префиксы (буквы перед цифрами)
Префикс | Значение |
---|---|
N | Цилиндрический роликовый подшипник |
NU | Цилиндрический роликовый подшипник с бортом на наружном кольце |
NJ | Цилиндрический роликовый подшипник с одним направляющим бортом на внутреннем кольце |
NUP | Цилиндрический роликовый подшипник с фиксирующим кольцом |
QJ | Четырехточечный радиально-упорный шариковый подшипник |
Суффиксы (буквы после цифр)
Расшифровка того, что означает на подшипнике ZZ, что означает подшипники C3, что значит RS и других популярных обозначений:
Суффикс | Значение |
---|---|
Z | Защитная металлическая шайба с одной стороны |
ZZ | Защитные металлические шайбы с обеих сторон |
RS | Контактное резиновое уплотнение с одной стороны |
2RS | Контактные резиновые уплотнения с обеих сторон |
C2 | Радиальный зазор меньше нормального |
C3 | Радиальный зазор больше нормального |
C4 | Радиальный зазор значительно больше нормального |
C5 | Максимально увеличенный радиальный зазор |
E | Усовершенствованные внутренние конструкция и материалы |
P5, P4, P2 | Повышенный класс точности (P5 хорошо, P2 наивысший) |
J | Модифицированная внутренняя конструкция |
M | Массивная латунная сепараторная клетка |
Особенности маркировки разных производителей
Каждый крупный производитель подшипников имеет свои особенности маркировки, дополняющие стандартные системы обозначений. Рассмотрим некоторые особенности маркировки ведущих брендов.
Что означает подшипники SKF
SKF, как один из ведущих мировых производителей, использует стандартную систему маркировки ISO с дополнительными обозначениями для своих фирменных технологий:
Обозначение SKF | Значение |
---|---|
W | Нержавеющая сталь |
VA201 | Конкретный вариант конструкции для специального применения |
GA | Модификация с повышенной долговечностью |
GJN | Твердосмазочное покрытие поверхностей |
HC | Гибридные подшипники (керамические шарики) |
VT143 | Специальная твердая смазка для высоких температур |
Компания SKF также использует дополнительные обозначения для специальных материалов, температурных режимов и условий эксплуатации, которые могут не встречаться у других производителей.
Маркировка подшипников NSK, KOYO, NACHI и других производителей
Другие крупные бренды также имеют свои особенности в маркировке:
- NSK — включает суффикс DDU для уплотнений, VV для защитных шайб, использует обозначение HR для высокоточных подшипников
- KOYO — может использовать систему с дюймовыми обозначениями, а также добавлять собственные маркировки для специальных серий
- NACHI — использует префиксы и суффиксы для обозначения улучшенных характеристик, например, TAB для специальной термической обработки
- NKE — применяет маркировку, соответствующую ISO, с дополнительными обозначениями для своих технологий
Специальные обозначения: ZZ, C3, RS
Отдельно рассмотрим наиболее часто встречающиеся специальные обозначения, которые вызывают много вопросов у специалистов и конечных пользователей.
Что означает на подшипнике ZZ
Маркировка ZZ указывает на наличие металлических защитных шайб с обеих сторон подшипника. Эти шайбы:
- Защищают подшипник от крупных частиц загрязнений
- Удерживают смазочный материал внутри подшипника
- Не создают дополнительного трения (в отличие от контактных уплотнений)
- Подходят для высокоскоростных применений
Пример: 6205 ZZ
Радиальный шариковый подшипник с внутренним диаметром 25 мм и металлическими защитными шайбами с обеих сторон.
Подшипники что означает C3
Маркировка C3 указывает на увеличенный радиальный зазор по сравнению со стандартным. Подшипники с маркировкой C3:
- Используются в условиях повышенных температур, когда происходит тепловое расширение колец
- Применяются при значительных нагрузках и возможных перекосах валов
- Обеспечивают лучшую работу в условиях вибраций
- Имеют больший радиальный зазор (на 30-50% больше стандартного)
Категория зазора | Обозначение | Относительно нормального (CN) |
---|---|---|
Пониженный | C2 | На 20-30% меньше |
Нормальный | CN (обычно не указывается) | Базовое значение |
Увеличенный | C3 | На 30-50% больше |
Значительно увеличенный | C4 | В 1,5-2 раза больше |
Максимальный | C5 | В 2-3 раза больше |
Подшипник что значит RS
Обозначение RS указывает на наличие контактного резинового уплотнения с одной стороны подшипника. Часто встречается также маркировка 2RS, обозначающая наличие уплотнений с обеих сторон.
Особенности подшипников с маркировкой RS/2RS:
- Обеспечивают высокую степень защиты от пыли и влаги
- Предварительно заполнены смазкой и не требуют дополнительной смазки в течение всего срока службы
- Имеют ограничения по максимальной скорости из-за трения уплотнений
- Рабочий температурный диапазон ограничен свойствами материала уплотнений (обычно до +120°C)
Сравнение маркировок: 6204 ZZ C3 vs 6204 2RS C3
Оба подшипника имеют одинаковые размеры и увеличенный радиальный зазор (C3), но:
- 6204 ZZ C3 — имеет металлические защитные шайбы, подходит для высоких скоростей
- 6204 2RS C3 — имеет контактные резиновые уплотнения, обеспечивает лучшую защиту от загрязнений
Практические примеры расшифровки
Рассмотрим несколько примеров расшифровки полной маркировки подшипников различных типов для закрепления материала:
Маркировка | Расшифровка |
---|---|
6305-2Z/C3 |
|
NU 2220 ECM/C3 |
|
7208 BECBP |
|
22316 E/C3 |
|
Расчет параметров подшипника по маркировке
На основе маркировки можно рассчитать основные размеры подшипника. Для стандартных радиальных шариковых подшипников 6-й серии можно использовать следующие формулы:
d (внутренний диаметр) = последние две цифры × 5 (если ≥ 04)
D (наружный диаметр) = примерно 2,0 × d (зависит от серии)
B (ширина) = примерно 0,3 × d (зависит от серии)
Например, для подшипника 6308:
- d = 08 × 5 = 40 мм
- D ≈ 2 × 40 = 80-90 мм (фактически 90 мм)
- B ≈ 0,3 × 40 = 12-13 мм (фактически 23 мм)
Однако эти расчеты приблизительны и могут различаться в зависимости от серии подшипника, поэтому для точных данных всегда рекомендуется обращаться к каталогам производителей.
Информация об ответственности
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Представленная информация о маркировке подшипников составлена на основе общепринятых стандартов и может незначительно отличаться в зависимости от конкретного производителя.
Источники информации:
- Международный стандарт ISO 15, "Подшипники качения. Радиальные подшипники. Размеры граничные, общие план и технические требования"
- ГОСТ 3189-89, "Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений"
- Технические каталоги производителей SKF, NSK, KOYO, NACHI, NKE (2023-2024 гг.)
- Справочник по подшипникам качения / Под ред. В.Н. Нарышкина и Р.В. Коросташевского
Отказ от ответственности:
Компания "Иннер Инжиниринг" не несет ответственности за возможные неточности в представленной информации или за ущерб, который может возникнуть вследствие использования данной информации. При подборе подшипников для ответственных применений настоятельно рекомендуется консультация со специалистами и обращение к официальной технической документации производителя.
© 2025, Компания "Иннер Инжиниринг". Последнее обновление: Апрель 2025 г.
Купить подшипники по выгодной цене
Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор подшипников. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.
Заказать сейчасВы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.