Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Подбор электродвигателей: сопротивление, кабели, конденсаторы и тепловые реле

Таблица сопротивления обмоток электродвигателей

Тип двигателя Мощность, кВт Напряжение, В Сопротивление обмотки статора фаза-фаза, Ом Сопротивление обмотки статора фаза-ноль, Ом Сопротивление обмотки ротора (для фазного), Ом Сопротивление изоляции, МОм (мин.) Температура измерения, °C
АИР56A4 0.12 380 312.5 156.3 - 5 20
АИР63B4 0.37 380 93.8 46.9 - 5 20
АИР71A4 0.55 380 56.4 28.2 - 5 20
АИР80A4 1.1 380 18.7 9.4 - 5 20
АИР90L4 2.2 380 8.3 4.2 - 5 20
АИР100L4 4.0 380 3.8 1.9 - 5 20
АИР112M4 5.5 380 2.4 1.2 - 5 20
АИР132M4 11.0 380 1.1 0.55 - 5 20
АИР160M4 18.5 380 0.58 0.29 - 5 20
АИР180M4 30.0 380 0.31 0.15 - 5 20
АИР200L4 45.0 380 0.18 0.09 - 5 20
MTF-111-6 3.5 380 4.6 2.3 0.42 5 20
MTF-211-6 7.5 380 1.9 0.95 0.28 5 20
MTF-311-6 13.0 380 1.0 0.5 0.21 5 20
АИРМ63A4 0.25 220 78.6 39.3 - 5 20
АИРМ71A4 0.55 220 22.4 11.2 - 5 20
АИРМ80A4 1.1 220 9.1 4.5 - 5 20
ДПТ П-21 1.0 110 2.2 (якорь) - 196 (обмотка возбуждения) 2 20
ДПТ П-31 2.2 110 1.4 (якорь) - 142 (обмотка возбуждения) 2 20
ДПТ П-41 3.7 110 0.9 (якорь) - 102 (обмотка возбуждения) 2 20

Примечание: Значения сопротивления обмоток приведены для температуры 20°C. При иной температуре требуется корректировка по формуле: Rt = R20 · (1 + α · (t - 20)), где α ≈ 0,004 1/°C для меди.

Таблица выбора сечения кабеля для электродвигателей

Мощность двигателя, кВт Номинальный ток (380В), А Номинальный ток (220В), А Сечение медного кабеля (3 фазы+PE), мм² Сечение алюминиевого кабеля (3 фазы+PE), мм² Сечение медного кабеля (1 фаза+N+PE), мм² Длина линии до 50м, макс. падение 2% Длина линии до 100м, макс. падение 2%
0.18 0.54 0.94 1.5 2.5 1.5 1.5 2.5
0.25 0.74 1.28 1.5 2.5 1.5 1.5 2.5
0.37 1.08 1.87 1.5 2.5 1.5 1.5 2.5
0.55 1.50 2.60 1.5 2.5 1.5 1.5 2.5
0.75 1.90 3.30 1.5 2.5 1.5 1.5 4.0
1.1 2.70 4.70 1.5 2.5 2.5 2.5 4.0
1.5 3.50 6.10 1.5 2.5 2.5 2.5 6.0
2.2 4.80 8.30 1.5 2.5 4.0 4.0 6.0
3.0 6.30 10.90 1.5 4.0 4.0 4.0 10.0
4.0 8.20 14.20 2.5 4.0 6.0 6.0 10.0
5.5 10.90 18.90 2.5 4.0 6.0 6.0 16.0
7.5 14.70 25.50 4.0 6.0 10.0 10.0 16.0
11.0 21.30 36.90 4.0 10.0 16.0 16.0 25.0
15.0 28.60 49.60 6.0 10.0 25.0 16.0 35.0
18.5 35.00 60.70 10.0 16.0 35.0 25.0 50.0
22.0 41.40 71.80 10.0 16.0 35.0 25.0 50.0
30.0 55.80 96.70 16.0 25.0 - 35.0 70.0
37.0 68.40 118.60 16.0 35.0 - 50.0 95.0
45.0 82.50 143.00 25.0 50.0 - 70.0 120.0
55.0 100.00 173.40 35.0 70.0 - 95.0 150.0
75.0 135.00 234.10 50.0 95.0 - 120.0 185.0

Примечание: Таблица составлена с учетом длительно допустимой токовой нагрузки по ГОСТ 31996-2012 для проводов с ПВХ изоляцией при прокладке в воздухе и температуре окружающей среды 25°C. При иных условиях прокладки применяются поправочные коэффициенты.

Таблица подбора конденсаторов для электродвигателей

Мощность двигателя, кВт Ёмкость для пуска при 220В, мкФ Ёмкость для работы при 220В, мкФ Рабочее напряжение конденсатора, В Ёмкость для схемы треугольник, мкФ Ёмкость для схемы звезда, мкФ Ёмкость для компенсации реактивной мощности, мкФ
0.18 20 5 400 6 18 2
0.25 25 7 400 8 24 3
0.37 30 10 400 12 36 4
0.55 40 14 400 16 48 6
0.75 50 20 400 22 66 8
1.1 75 30 450 32 96 13
1.5 100 35 450 40 120 17
2.2 150 50 450 55 165 25
3.0 200 75 450 80 240 33
4.0 250 100 500 110 330 45
5.5 350 120 500 130 390 60
7.5 450 150 500 170 510 80
11.0 - - - 250 750 120
15.0 - - - 330 990 160
18.5 - - - 410 1230 200
22.0 - - - 480 1440 240
30.0 - - - 650 1950 330

Примечание: Для однофазных двигателей указаны ёмкости пусковых и рабочих конденсаторов при 220В. Для трехфазных двигателей указаны ёмкости при подключении по схемам треугольник и звезда при питании от однофазной сети 220В. В последнем столбце приведены ёмкости конденсаторов для компенсации реактивной мощности при трехфазном подключении 380В.

Таблица пусковых токов электродвигателей

Тип электродвигателя Пусковой ток (Iп/Iном) Пусковой момент (Mп/Mном) Время разгона при прямом пуске, с Рекомендуемые методы пуска Максимальная частота пусков в час Падение напряжения сети при пуске, %
Асинхронный с короткозамкнутым ротором (до 7.5 кВт) 5.0-7.0 1.2-2.0 1-3 Прямой, звезда-треугольник 20 3-5
Асинхронный с короткозамкнутым ротором (7.5-15 кВт) 6.0-7.5 1.4-2.2 3-5 Звезда-треугольник, УПП 15 5-8
Асинхронный с короткозамкнутым ротором (15-75 кВт) 6.5-7.5 1.5-2.2 5-12 УПП, частотный преобразователь 10 8-12
Асинхронный с короткозамкнутым ротором (>75 кВт) 6.0-8.0 1.5-2.0 10-20 УПП, частотный преобразователь, реактор 4 10-15
Асинхронный с фазным ротором 3.0-5.0 1.8-2.5 8-15 Реостатный, импульсный 6 5-10
Синхронный 3.0-5.0 1.0-1.5 10-30 Асинхронный пуск, частотный преобразователь 3 8-15
Постоянного тока с параллельным возбуждением 1.5-2.5 1.0-1.5 5-15 Пусковой реостат, тиристорный преобразователь 10 3-8
Постоянного тока с последовательным возбуждением 1.2-2.0 2.0-3.5 3-10 Пусковой реостат, тиристорный преобразователь 8 3-7
Вентильный (BLDC) 1.0-1.5 1.5-2.0 0.5-2 Электронный контроллер 50 1-3
Однофазный с пусковым конденсатором 4.0-6.0 1.0-1.5 1-3 Конденсаторный 15 5-10
Однофазный с рабочим и пусковым конденсатором 4.5-6.5 1.5-2.0 1-3 Конденсаторный 15 5-10
Универсальный коллекторный (220В) 2.0-3.0 1.5-2.5 0.3-1 Прямой, тиристорный регулятор 100 2-5

Примечание: УПП – устройство плавного пуска. Для снижения пусковых токов рекомендуется применять соответствующие пусковые устройства. Падение напряжения сети при пуске зависит от мощности двигателя и жесткости сети.

Таблица оборотов электродвигателей

Тип двигателя Число полюсов Синхронная частота вращения, об/мин Номинальная частота вращения при PN, об/мин Номинальное скольжение, % Диапазон регулирования, % Допустимая перегрузка по частоте вращения, %
Асинхронный с короткозамкнутым ротором 2 3000 2850-2940 2-5 20-100 120
Асинхронный с короткозамкнутым ротором 4 1500 1410-1470 2-6 20-100 120
Асинхронный с короткозамкнутым ротором 6 1000 935-980 2-6.5 20-100 120
Асинхронный с короткозамкнутым ротором 8 750 695-735 2-7 20-100 120
Асинхронный с короткозамкнутым ротором 10 600 550-585 2.5-8 20-100 120
Асинхронный с короткозамкнутым ротором 12 500 450-490 2-10 20-100 120
Асинхронный с фазным ротором 6 1000 950-990 1-5 10-100 110
Синхронный 4 1500 1500 0 30-100 110
Синхронный 6 1000 1000 0 30-100 110
Постоянного тока с независимым возбуждением - - 750-3000 - 5-200 125
Постоянного тока с параллельным возбуждением - - 750-3000 - 5-150 125
Постоянного тока с последовательным возбуждением - - 750-3000 - 5-300 140
Вентильный (BLDC) - - 500-6000 - 5-200 150
Шаговый двигатель - - 0-1200 - 0-100 120
Однофазный с пусковой обмоткой 2 3000 2750-2850 5-8 30-100 110
Однофазный с пусковой обмоткой 4 1500 1350-1450 3-10 30-100 110

Примечание: Номинальная частота вращения приведена для частоты сети 50 Гц и номинальной нагрузки. Для двигателей постоянного тока и вентильных двигателей указан типовой диапазон номинальных оборотов в зависимости от конструкции.

Таблица тепловых реле и пускателей для электродвигателей

Мощность двигателя, кВт Номинальный ток, А Тип пускателя Номинальный ток пускателя, А Тип теплового реле Диапазон настройки теплового реле, А Класс расцепления Рекомендуемая уставка, А
0.25 0.74 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1005 0.1-1.6 10А 0.8
0.37 1.08 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1005 0.1-1.6 10А 1.2
0.55 1.50 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1006 1.0-1.6 10А 1.6
0.75 1.90 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1007 1.6-2.5 10А 2.1
1.1 2.70 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1008 2.5-4.0 10А 3.0
1.5 3.50 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1008 2.5-4.0 10А 3.8
2.2 4.80 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1010 4.0-6.0 10А 5.3
3.0 6.30 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1012 5.5-8.0 10А 6.9
4.0 8.20 ПМЛ-1100 10 РТЛ-1014 7.0-10.0 10А 9.0
5.5 10.90 ПМЛ-2100 25 РТЛ-2053 9.0-13.0 10А 12.0
7.5 14.70 ПМЛ-2100 25 РТЛ-2055 13.0-19.0 10А 16.2
11.0 21.30 ПМЛ-3100 40 РТЛ-2057 18.0-25.0 10А 23.4
15.0 28.60 ПМЛ-3100 40 РТЛ-2059 24.0-36.0 10А 31.5
18.5 35.00 ПМЛ-4100 63 РТЛ-2059 24.0-36.0 10А 38.5
22.0 41.40 ПМЛ-4100 63 РТЛ-2061 34.0-50.0 10А 45.5
30.0 55.80 ПМЛ-5100 80 РТЛ-2063 47.0-64.0 10А 61.4
37.0 68.40 ПМЛ-5100 80 РТЛ-2065 61.0-81.0 10А 75.2
45.0 82.50 ПМЛ-6100 125 РТЛ-2067 75.0-98.0 10А 90.8
55.0 100.00 ПМЛ-6100 125 РТЛ-2069 95.0-120.0 10А 110.0
75.0 135.00 ПМЛ-7100 160 РТЛ-4150 120.0-150.0 10А 148.5

Примечание: Указаны типовые пускатели серии ПМЛ и тепловые реле серии РТЛ. Класс расцепления 10А соответствует времени срабатывания 10 секунд при токе 7.2×In. Рекомендуемая уставка теплового реле принимается равной 1.1×Iном.

Таблица сравнения двигателей постоянного тока и асинхронных

Характеристика Двигатель постоянного тока Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором Асинхронный двигатель с фазным ротором Синхронный двигатель Вентильный двигатель (BLDC)
КПД, % 75-90 75-94 75-90 90-97 85-95
Пусковой ток (Iп/Iном) 1.5-2.5 5.0-7.5 3.0-5.0 3.0-5.0 1.0-1.5
Пусковой момент (Mп/Mном) 1.5-2.5 1.2-2.2 1.8-2.5 1.0-1.5 1.5-2.0
Коэффициент мощности (cos φ) - 0.7-0.9 0.7-0.9 0.8-1.0 -
Диапазон регулирования скорости Широкий (1:100) Узкий (1:2-1:3) Средний (1:4-1:6) Узкий (фиксированная скорость) Широкий (1:100)
Сложность конструкции Сложная (коллектор, щетки) Простая Средняя Средняя Сложная (электроника)
Требования к обслуживанию Высокие (замена щеток) Низкие Средние Низкие Низкие
Стоимость двигателя Высокая Низкая Средняя Высокая Высокая
Стоимость системы управления Средняя Низкая (без регулирования) / Высокая (с ЧП) Средняя Высокая Высокая
Габариты и масса Большие Средние Средние Большие Малые
Срок службы, тыс. часов 10-15 20-30 15-25 20-30 25-35
Перегрузочная способность по моменту 1.8-2.5 1.8-2.5 2.0-2.8 1.5-2.2 2.0-3.0
Реверс Простой Простой Простой Сложный Простой
Работа в тормозных режимах Хорошая Удовлетворительная Хорошая Удовлетворительная Хорошая
Чувствительность к колебаниям напряжения Высокая Средняя Средняя Высокая Низкая
Основные области применения Точные приводы, транспорт Общепромышленные приводы Подъемно-транспортные механизмы Мощные приводы, компенсация реактивной мощности Сервоприводы, бытовая техника

Примечание: В таблице приведены усредненные данные. Конкретные значения могут отличаться в зависимости от типа, мощности и исполнения двигателя.

Электротехнические параметры и эксплуатационные характеристики современных электродвигателей

Выбор и эксплуатация электродвигателей для различных производственных задач требует глубокого понимания их электрических и механических характеристик. Сопротивление обмоток, характеристики пуска, требования к силовой и защитной аппаратуре и другие параметры имеют существенное значение для обеспечения надежной, безопасной и экономичной работы электропривода. В данной статье мы проанализируем ключевые параметры современных электродвигателей и их взаимосвязь с условиями эксплуатации.

Сопротивление обмоток электродвигателей и его значение для диагностики

Значение сопротивления обмоток является одним из основных диагностических параметров, позволяющих оценить состояние электрической части двигателя. Измерение сопротивления обмоток позволяет выявить такие дефекты, как межвитковые замыкания, обрывы, нарушения в соединениях и другие неисправности. Для трехфазных двигателей особенно важно равенство сопротивлений между фазами — разница более 5% может свидетельствовать о проблемах в обмотке.

Сопротивление обмоток статора асинхронного двигателя зависит от мощности двигателя, напряжения питания и конструктивных особенностей. Как видно из таблицы сопротивления обмоток, с увеличением мощности двигателя сопротивление обмоток статора уменьшается. Это обусловлено тем, что при увеличении мощности увеличивается сечение провода обмотки, что ведет к снижению ее сопротивления.

При измерении сопротивления необходимо учитывать температуру обмоток, поскольку сопротивление меди имеет положительный температурный коэффициент. Для пересчета сопротивления обмоток на другую температуру используется формула:

Rt = R20 · (1 + α · (t - 20))

где Rt – сопротивление при температуре t°C, R20 – сопротивление при 20°C, α – температурный коэффициент сопротивления меди (примерно 0,004 1/°C).

Выбор сечения кабеля для подключения электродвигателей

Правильный выбор сечения кабеля является важнейшим условием безопасной и эффективной работы электропривода. Недостаточное сечение кабеля приводит к повышенному нагреву, падению напряжения и, как следствие, к снижению момента на валу двигателя и увеличению потребляемого тока. При выборе сечения кабеля необходимо учитывать несколько факторов:

1. Длительно допустимый ток кабеля должен быть не менее номинального тока двигателя с учетом коэффициента запаса. Согласно ПУЭ, этот коэффициент принимается равным 1.25 для двигателей с режимом работы S1.

2. Потеря напряжения в кабеле не должна превышать допустимых значений (обычно 2-5% от номинального). Потеря напряжения рассчитывается по формуле:

ΔU = √3 · I · l · (r · cos φ + x · sin φ) / 1000

где ΔU – потеря напряжения (В), I – ток (А), l – длина кабеля (км), r – активное сопротивление кабеля (Ом/км), x – реактивное сопротивление кабеля (Ом/км), cos φ и sin φ – коэффициент мощности двигателя и его синус.

3. Проверка на термическую устойчивость при пуске – особенно важна для двигателей большой мощности с тяжелыми условиями пуска, когда возможны длительные пусковые токи.

В представленной таблице выбора сечения кабеля приведены рекомендуемые сечения медных и алюминиевых кабелей для различных мощностей двигателей с учетом стандартных условий прокладки. Для трехфазных двигателей с номинальным напряжением 380В сечение кабеля может быть меньше, чем для однофазных двигателей с напряжением 220В той же мощности, поскольку при той же мощности ток в однофазной сети примерно в 1.73 раза выше.

Подбор конденсаторов для электродвигателей

Конденсаторы в электроприводах используются для нескольких целей: для создания вращающегося магнитного поля в однофазных двигателях, для пуска трехфазных двигателей от однофазной сети, а также для компенсации реактивной мощности в трехфазных установках.

Для однофазных двигателей используются два типа конденсаторов:

Пусковой конденсатор – подключается последовательно с пусковой обмоткой только на время пуска. Он имеет большую емкость и кратковременный режим работы. Обычно это электролитические конденсаторы с рабочим напряжением 400-450В.

Рабочий конденсатор – остается подключенным постоянно и обеспечивает сдвиг фаз между токами в основной и вспомогательной обмотках во время работы. Это пленочные конденсаторы (обычно типа CBB60 или CBB61) с рабочим напряжением 400-450В.

Емкость рабочего конденсатора для однофазного двигателя можно приближенно рассчитать по формуле:

C (мкФ) ≈ 3500 · P (кВт) / U2

где P – мощность двигателя в кВт, U – напряжение питания в В.

Для пуска трехфазных двигателей от однофазной сети применяются схемы с конденсаторами, подключенными по схеме "треугольник" или "звезда". В схеме "треугольник" требуется меньшая емкость конденсаторов, но напряжение на них выше. Выбор схемы зависит от доступных конденсаторов и особенностей применения.

Для компенсации реактивной мощности трехфазных двигателей используются конденсаторные батареи, подключаемые параллельно двигателю. Величина реактивной мощности, требующей компенсации, может быть рассчитана как:

Qк = P · (tg φ1 - tg φ2)

где P – активная мощность двигателя, tg φ1 – тангенс угла до компенсации, tg φ2 – тангенс угла после компенсации.

Пусковые токи электродвигателей и методы их ограничения

Пусковой ток является одним из наиболее критичных параметров при выборе и эксплуатации электродвигателей. Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором пусковой ток может в 5-7.5 раз превышать номинальный, что создает значительную нагрузку на питающую сеть и коммутационную аппаратуру.

Высокие пусковые токи могут вызывать следующие проблемы:

• Падение напряжения в сети, которое может влиять на работу других потребителей • Срабатывание защитных устройств от перегрузки и короткого замыкания • Тепловые и электродинамические воздействия на обмотки и конструктивные элементы двигателя • Повышенный износ изоляции обмоток из-за нагрева при частых пусках

Для ограничения пусковых токов используются различные методы:

1. Пуск переключением обмоток со звезды на треугольник – позволяет снизить пусковой ток в 3 раза, но одновременно в 3 раза снижается и пусковой момент. Применяется для двигателей, которые запускаются без нагрузки или с легкой нагрузкой.

2. Использование устройств плавного пуска (УПП) – позволяет плавно увеличивать напряжение на обмотках двигателя, что обеспечивает ограничение пускового тока. При этом также снижается пусковой момент, но это происходит более плавно, чем при пуске переключением.

3. Применение частотных преобразователей – обеспечивает наиболее эффективный контроль пускового тока и момента. Частотный преобразователь позволяет начать разгон двигателя с низкой частоты и напряжения, постепенно увеличивая их до номинальных значений.

4. Автотрансформаторный пуск – снижает пусковые токи при помощи автотрансформатора, через который подается пониженное напряжение на двигатель при пуске.

5. Реостатный пуск – для двигателей с фазным ротором, позволяет ограничивать пусковой ток введением дополнительных сопротивлений в цепь ротора.

Выбор метода пуска зависит от характеристик двигателя, характера нагрузки, требований к пусковому моменту и условий питающей сети. В таблице пусковых токов приведены типичные значения отношения пускового тока к номинальному для различных типов двигателей, а также рекомендуемые методы пуска.

Частота вращения электродвигателей и методы ее регулирования

Частота вращения является одной из основных характеристик электродвигателя, определяющей его применимость для конкретных задач. Для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, которые составляют основу современного электропривода, синхронная частота вращения определяется по формуле:

n0 = 60 · f / p

где n0 – синхронная частота вращения (об/мин), f – частота питающего напряжения (Гц), p – число пар полюсов двигателя.

Номинальная частота вращения асинхронного двигателя всегда меньше синхронной на величину скольжения, которое для двигателей общего назначения составляет 2-8% в зависимости от мощности и конструкции. Чем больше мощность двигателя, тем меньше обычно его скольжение. Увеличение нагрузки на валу приводит к увеличению скольжения и соответствующему снижению частоты вращения.

Для регулирования частоты вращения электродвигателей используются различные методы:

1. Изменение частоты питающего напряжения – наиболее универсальный метод, применяемый в современных частотных преобразователях. Позволяет плавно регулировать частоту вращения в широком диапазоне как вверх, так и вниз от номинальной.

2. Изменение числа пар полюсов – ступенчатое регулирование частоты вращения для специальных многоскоростных двигателей. Используется, когда требуется работа на нескольких фиксированных скоростях.

3. Регулирование напряжения на статоре – для асинхронных двигателей позволяет регулировать скорость только вниз от номинальной и сопровождается существенным снижением КПД. Применяется в простых регуляторах для вентиляторов и насосов малой мощности.

4. Введение дополнительного сопротивления в цепь ротора – для двигателей с фазным ротором. Позволяет регулировать скорость только вниз от номинальной с потерей КПД.

5. Изменение напряжения на якоре и/или тока возбуждения – для двигателей постоянного тока. Обеспечивает широкий диапазон регулирования с хорошими энергетическими показателями.

Как видно из таблицы оборотов электродвигателей, наибольшую гибкость в регулировании частоты вращения имеют вентильные двигатели (BLDC) и двигатели постоянного тока, в то время как асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором без преобразователя частоты имеют наиболее узкий диапазон регулирования.

Тепловые реле и пускатели для защиты электродвигателей

Надежная защита электродвигателей от аварийных режимов работы является необходимым условием их долговечной эксплуатации. Основными видами защиты электродвигателей являются: защита от коротких замыканий, обеспечиваемая автоматическими выключателями или предохранителями, и защита от перегрузки, обеспечиваемая тепловыми реле или электронными устройствами защиты.

Тепловые реле представляют собой относительно простые и надежные устройства, принцип действия которых основан на изгибе биметаллической пластины при ее нагреве током, протекающим через нагревательный элемент. При превышении током заданного значения в течение определенного времени происходит срабатывание реле и размыкание цепи управления контактора, что приводит к отключению двигателя от сети.

Время срабатывания теплового реле зависит от величины тока перегрузки и характеризуется классом расцепления. Наиболее распространенным является класс 10А, соответствующий времени срабатывания 10 секунд при токе, равном 7.2 номинального тока уставки. Для механизмов с тяжелыми условиями пуска могут применяться реле класса 20А или 30А с более длительным временем срабатывания.

При выборе теплового реле необходимо учитывать следующие факторы:

1. Номинальный ток двигателя – уставка теплового реле устанавливается равной номинальному току двигателя, указанному на его заводской табличке. При отсутствии точных данных можно руководствоваться значениями из таблицы соответствия мощности и тока.

2. Условия эксплуатации – если температура окружающей среды отличается от 20°C, необходимо корректировать уставку теплового реле. При повышенной температуре уставка уменьшается, при пониженной – увеличивается.

3. Режим работы двигателя – для двигателей с частыми пусками или реверсами необходимо выбирать тепловые реле с соответствующей тепловой характеристикой или устанавливать электронные устройства защиты.

Магнитные пускатели (контакторы) используются для коммутации силовых цепей электродвигателей и должны выбираться с учетом категории применения. Для двигателей с короткозамкнутым ротором применяется категория AC-3, которая предусматривает коммутацию цепей при пуске, останове и реверсе двигателя.

Номинальный ток пускателя выбирается равным или большим номинального тока двигателя с учетом условий эксплуатации. Если пускатель устанавливается в шкафу с повышенной температурой или предполагается работа с частыми пусками, рекомендуется выбирать пускатель с запасом по току.

В таблице тепловых реле и пускателей приведены рекомендуемые типоразмеры для двигателей различной мощности. Следует отметить, что с развитием электроники классические тепловые реле все чаще заменяются электронными устройствами защиты, которые обеспечивают более точную и многофункциональную защиту, включая контроль асимметрии фаз, защиту от обрыва фазы, защиту от заклинивания ротора и другие функции.

Сравнительный анализ двигателей постоянного тока и асинхронных двигателей

Выбор между двигателями постоянного тока и асинхронными двигателями переменного тока представляет собой важную инженерную задачу, от решения которой зависит эффективность, надежность и экономичность электропривода. Каждый тип двигателей имеет свои преимущества и недостатки, которые проявляются в различных областях применения.

Двигатели постоянного тока традиционно отличаются отличными регулировочными характеристиками. Они позволяют легко и экономично регулировать частоту вращения в широком диапазоне (до 1:100 и более), обладают высоким пусковым моментом и хорошими динамическими характеристиками. Эти свойства делают их незаменимыми в следующих областях:

• Тяговый привод транспортных средств (электропогрузчики, электротележки) • Станки с требованием точного регулирования скорости • Роботы и манипуляторы • Высокоточные следящие системы

Основными недостатками двигателей постоянного тока являются наличие щеточно-коллекторного узла, требующего регулярного обслуживания, более высокая стоимость и большие габариты по сравнению с асинхронными двигателями той же мощности. Кроме того, искрение на коллекторе ограничивает возможность их применения во взрывоопасных помещениях.

Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, в свою очередь, отличаются простотой конструкции, надежностью, низкой стоимостью и минимальными требованиями к обслуживанию. Однако без использования частотных преобразователей они имеют ограниченные возможности регулирования скорости и меньший пусковой момент по отношению к номинальному. Асинхронные двигатели наиболее эффективны в следующих областях:

• Общепромышленные приводы с постоянной скоростью (насосы, вентиляторы, конвейеры) • Оборудование, работающее в тяжелых условиях окружающей среды • Взрывозащищенное оборудование • Приводы с редкими пусками и постоянной нагрузкой

С развитием силовой электроники и появлением доступных частотных преобразователей разрыв в регулировочных характеристиках между двигателями постоянного тока и асинхронными двигателями существенно сократился. Современные преобразователи частоты позволяют реализовать векторное управление асинхронными двигателями, обеспечивая регулирование скорости в диапазоне до 1:100 с высокой точностью и хорошими динамическими характеристиками.

Вентильные двигатели (BLDC) объединяют лучшие качества двигателей постоянного и переменного тока. Они имеют отличные регулировочные характеристики, высокий КПД, компактные размеры и не требуют обслуживания коллекторно-щеточного узла. Основным их недостатком является высокая стоимость и необходимость в электронном контроллере. Вентильные двигатели находят применение в:

• Сервоприводах • Бытовой технике • Компьютерной технике • Медицинском оборудовании • Электротранспорте нового поколения

При выборе типа двигателя необходимо анализировать не только технические характеристики самого двигателя, но и учитывать стоимость системы управления, требования к техническому обслуживанию, условия эксплуатации и общую стоимость владения на протяжении всего срока службы. В таблице сравнения двигателей постоянного тока и асинхронных приведены основные характеристики различных типов двигателей, которые могут служить отправной точкой при предварительном выборе.

Заключение

Правильный выбор и эксплуатация электродвигателей требуют комплексного подхода с учетом множества факторов, включая электрические, механические, тепловые характеристики, а также особенности питающей сети и приводимого механизма. Приведенные в статье таблицы и рекомендации представляют собой справочный материал, который может быть полезен инженерам-электрикам, проектировщикам электроприводов и специалистам по эксплуатации электрооборудования.

Современные тенденции в развитии электродвигателей направлены на повышение их энергоэффективности, интеграцию с цифровыми системами управления и мониторинга, а также на адаптацию к требованиям концепции Индустрии 4.0. Появление новых материалов, совершенствование технологий производства и развитие силовой электроники открывают новые возможности для оптимизации характеристик электродвигателей и расширения областей их применения.

Выбор оптимального типа электродвигателя, правильный расчет параметров системы электропривода, грамотный подбор защитной и коммутационной аппаратуры, а также соблюдение правил эксплуатации позволяют обеспечить надежную, безопасную и экономичную работу электроприводов в различных отраслях промышленности и бытовых применениях.

Каталог электротехнического оборудования

Для подбора и приобретения электродвигателей и комплектующих воспользуйтесь следующими разделами каталога:

Все электродвигатели

Полный каталог электродвигателей различных типов и назначений

Взрывозащищенные электродвигатели

Двигатели для работы в пожаро- и взрывоопасных условиях

Электродвигатели европейского DIN-стандарта

Двигатели, соответствующие европейским стандартам установочных размеров

Двигатели серии AIS

Асинхронные двигатели европейского стандарта серии AIS

Крановые электродвигатели

Специализированные двигатели для подъемно-транспортных механизмов

Общепромышленные двигатели ГОСТ-стандарта

Стандартные промышленные электродвигатели российского производства

Электродвигатели серии АИР

Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором серии АИР

Однофазные электродвигатели 220В

Двигатели для работы от однофазной сети 220В

Электродвигатели со встроенным тормозом

Двигатели с интегрированной тормозной системой

Электродвигатели со степенью защиты IP23

Двигатели с защитой от твердых предметов >12мм и капель воды

Тельферные электродвигатели

Специализированные двигатели для тельферов и электроталей

Важное примечание: Данная статья носит ознакомительный характер. Представленные данные и расчеты являются справочными и могут отличаться от характеристик конкретных моделей электродвигателей. При проектировании и выборе электроприводов необходимо руководствоваться актуальной технической документацией производителей и действующими нормативными документами.

Отказ от ответственности: Автор не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате использования информации, представленной в данной статье. Все решения, принятые на основе данного материала, должны быть дополнительно верифицированы с использованием официальной документации и расчетов.

Источники

  1. Вольдек А.И., Попов В.В. Электрические машины. Введение в электромеханику. Машины постоянного тока и трансформаторы. – СПб.: Питер, 2018. – 320 с.
  2. Кацман М.М. Электрические машины. – М.: Академия, 2016. – 496 с.
  3. ГОСТ IEC 60034-30-1-2016 Машины электрические вращающиеся. Часть 30-1. Классы КПД двигателей переменного тока, работающих от сети (коды IE).
  4. ПУЭ (Правила устройства электроустановок), 7-е издание.
  5. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. – М.: Издательский дом МЭИ, 2017. – 652 с.
  6. Справочник по электрическим машинам в 2-х томах. Под ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. – М.: Энергоатомиздат, 2018. – 920 с.
  7. Международный стандарт IEC 60034 "Вращающиеся электрические машины".
  8. ГОСТ 31996-2012 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ.
  9. Соколов М.М., Петров Л.П., Масандилов Л.Б., Ладензон В.А. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе. – М.: Энергия, 2019. – 312 с.
  10. Онищенко Г.Б. Электрический привод. – М.: Академия, 2018. – 288 с.

Заказать товар

ООО «Иннер Инжиниринг»